Posted 31 марта 2015,, 21:00

Published 31 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:55

Updated 8 марта, 03:55

Куда бегут художники

Куда бегут художники

31 марта 2015, 21:00
Выставка «Инновация-2014», открывшаяся в Государственном центре современного искусства, призвана представить публике лучшие произведения и художников прошлого года. Однако теснота и сумятица, которые царят в экспозиции, только усиливают странное впечатление от выбора экспертного совета. Решив поощрить экспериментальные

Инновацию можно понимать по-разному: либо в глобальном, либо в локальном плане. В глобальном – это когда какой-то художник или проект задают вектор серьезному арт-сообществу. То есть когда произведения смотрятся, обсуждаются и рождают важные выводы о времени и стране. В локальном – когда автор намеренно подчеркивает свою «продвинутость», когда он желает быть авангардным, нагнетая технические средства и используя весь арсенал социальной и научной риторики. Понятно, что явления первого порядка очень редки. Между тем 800 тыс. рублей (главный приз за лучшее произведение) на дороге не валяются и их, пока Министерство культуры еще не закрыло финансирование, надо срочно пустить на благо современного искусства. Тогда в ход идут поощрительные мотивы: отчего бы не поддержать молодых и неравнодушных?

Если сторонний человек придет в Государственный центр современного искусства, чтобы понять, что хорошего создано за прошлый год, он будет очень обескуражен. В центре возвышается деревянная конструкция, напоминающая барак для ночевки бездомных, а по сторонам в темных комнатах крутятся невнятные видео, аннотации к которым прочитать практически невозможно (а прочитав, в любом случае ничего не поймешь).

Дело в том, что в этом юбилейном году – премии исполняется 10 лет – устроители «Инновации» неожиданно полевели. Именно поэтому в качестве знаковой работы для выставки выбрана деревянная арка Хаима Сокола из проекта «Спартак» (с прозрачными намеками на Москву как на Древний Рим и на московских гастарбайтеров как на римских рабов). С этим произведением за звание лучшего спорит известная инсталляция Ирины Кориной «Припев» (комната со следами закончившегося праздника), наукообразный проект объединения «Куда бегут собаки» (про мышей в лабиринте), кукольный театр (довольно низкого пошиба) о странной жизни путан от творческого союза «Тереза» и групповые занятия коллектива «Что делать?» («Исключенные»). Уже по одним только названиям заметна глубокая экспериментальность работ, рассчитанная на узкий круг ценителей и тех, кто «в теме».

«Инновация» всегда выделялась еще и тем, что давала возможность увидеть какие-то региональные достижения. Но в этом году теснота зала совершенно «съела» все, что сделано в провинции. Ни выставка в Перми («Транзитная зона»), ни иронично-краеведческий проект нижегородцев («Ниже Нижнего»), ни активность вокруг исторической Водонапорной башни в Екатеринбурге не показаны на должном уровне. В итоге от экспозиции остается невнятный шум, какое-то общественное брожение, которое никак не выльется в осмысленное высказывание. Возможно, раздав призы в 20-х числах апреля, премия «Инновация» переквалифицируется в фонд по поддержке молодых художников – что было бы очень логично. Пока же она радует только тем, что изнутри подтачивает министерскую великодержавность и монументальность, предлагая оценить процесс, а не результат.

"