Posted 28 февраля 2010,, 21:00

Published 28 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:08

Updated 8 марта, 07:08

Два друга, Гоа и подруга

Два друга, Гоа и подруга

28 февраля 2010, 21:00
В этом году ханты-мансийский кинофорум «Дух огня» посвящен приближающемуся 65-летию Победы. В двух его конкурсах, российском и международном, 17 фильмов режиссеров России, Италии, Румынии, Канады, Вьетнама, Германии… Возраст участников не ограничен пенсионным: самому старшему дебютанту – за шестьдесят. В этом году в жю

Интернациональное состязание дебютантов началось с фильма Буй Тхак Тьюэна «По течению», примечательность которого заключается в том, что он вьетнамский, а вьетнамские фильмы встречаются на международных кинофестивалях так же часто, как белые медведи во вьетнамских джунглях. Говорят, что прошлогоднее жюри кинопрессы в Венеции было настолько потрясено этим событием, что вручило Тьюэну свой приз, не посмотрев фильм. Российских киножурналистов на ханты-мансийском просмотре, за исключением обозревателя «НИ», не наблюдалось, но если бы они были, то непременно отметили бы тот факт, что на протяжении всей картины с экрана ни разу не донеслось магическое заклинание «хошимин» и ни разу не пахнуло соцреалистическим духом.

Торжественное открытие фестиваля было посвящено грядущему 65-летию Победы – звучали военные песни Окуджавы и Высоцкого, а на сцену вышел председатель жюри Петр Тодоровский, единственный в зале человек, переживший Великую Отечественную войну не только в кино. Дальше мероприятие свернуло на чествование покидающего свой пост губернатора области Александра Филипенко, все эти годы поддерживавшего «Дух огня», что в очередной раз засвидетельствовало зависимость российской культуры от власти и ее корневую связь с культом.

Затем, после небольшого перерыва, состоялась премьера нового фильма Сергея Соловьева «Одноклассники», предваренная показом старой соловьевской короткометражки «Скуки ради» с Вячеславом Тихоновым, Алисой Фрейндлих и Николаем Бурляевым, снятой по мотивам рассказа Чехова. Мэтр со свойственной ему бесшабашностью признался, что взялся за «Одноклассников» практически без сценария, имея в распоряжении лишь несколько листков, написанных его вгиковской ученицей Софьей Карпуниной, сыгравшей в картине главную роль.

Что в них было, осталось загадкой, но на экране получилось нечто про девушку с творческими амбициями, которая выходит замуж за делового одноклассника, но не находит себе места в супружеской жизни, режет вены, тщетно пытается сойтись с другим парнем из класса и одна уезжает на Гоа, чтобы там поселиться навеки. Если бы героиню могла сыграть Моника Витти времен «Затмения» или Татьяна Друбич времен «Ассы», а к сценарию подключился драматург «новой волны» – могла бы выйти история «странной женщины», отчуждающейся от прагматических реалий современной российской жизни и одновременно «отстраняющей» их.

Увы, компьютерные технологии еще не достигли уровня, позволяющего пересаживать старые образы в новые фильмы, и при всей симпатии к начинающей актрисе нужно сказать, что без драматургической мотивации и неземной внешности сыграть экзистенциальную тоску, которую играли Витти и Друбич, невозможно. «Хандра ниоткуда – на то и хандра, когда не от худа и не от добра» – писал Поль Верлен, самой интонацией стиха указывая на ее первопричины, но, чтобы раскрыть на экране истоки этой хандры, нужно преобразовать весь экранный мир, сделав его отражением души, тоскующей без огня. Но за эту задачу Сергей Александрович Соловьев даже не брался, поскольку она потребовала бы больше денег и душевных сил, чем требовалось для поездки на Гоа. И уж разумеется, ни о каком хеппи-энде с кредитной картой в тропическом раю речи бы не было.

"