Posted 18 августа 2018,, 13:29
Published 18 августа 2018,, 13:29
Modified 7 марта, 16:47
Updated 7 марта, 16:47
На смену отмирающим троллейбусам в Москве запустят электробусы.
"Мы рассчитывали, что электробусы выйдут на маршруты 3 сентября, но сможем запустить раньше на пару дней - 1 сентября. Около 10 машин должны выйти на линии к этому времени", -сообщил заммэра столицы Максим Ликсутов журналистам в субботу. Первые 200 автобусов по госконтракту поставят группы ГАЗ и КАМАЗ, они же в течение 15 лет будут заниматься их обслуживанием, в том числе заниматься решением "детских болезней" на первом этапе эксплуатации, сообщает Интерфакс.
Как рассказывали «НИ», тендер на закупку 300 электробусов и 98 зарядных станций на астрономическую сумму в 32 миллиарда рублей столичная мэрия объявила в последних числах декабря прошлого года.
Бурное общественное обсуждение проекта «Московский электробус» вскрыло не только неэффективность электробусов с экспресс-зарядкой для Москвы, но и повлияло на цену сделки. Начальную цену контракта удалось снизить почти на 40%, причём стоимость самих электробусов уменьшили лишь на 10%, а, к примеру, сервисного обслуживания электробусов – на целых 53%.
Правда не обошлось без хитростей, которые власти стараются не афишировать. Преобразование «контракта жизненного цикла» (КЖЦ) в «сервисное обслуживание» - способ существенно снизить издержки производителей инновационной техники. Стоимость сервиса в пересчете на 1 км упала более чем вдвое (до 23,5 руб) в первых двух лотах и до 22,3 руб в третьем лоте. При этом стоимость 1 км по КЖЦ для автобусов - 17 рублей. Те же белорусы предлагали Москве поставку 500 троллейбусов по КЖЦ по 15 рублей за километр. Однако Москва в свете антитроллейбусной кампании отказалась.
Запуск электробусов - имиджевый проект столичной администрации, если хотите «пыль в глаза», экономика в расчет вообще не берется. В беседе с корреспондентом «НИ» один из представителей компании-победителей признался, что с коммерческой точки зрения контракт невыгоден, дай бог выйти «в ноль», но договоренности «наверху» важнее. В конце-концов есть разные способы «компенсации» потерь, например, массовые закупки той или иной коммунальной техники.
Как бы там ни было, с 1 сентября начинается коммерческая эксплуатации электроавтобусов. Если власти сочтут опыт успешным, то Москва откажется и от троллейбусов и от автобусов на моторном топливе, и начнет закупать исключительно электробусы. А миллиарды там на кону не маленькие.