Posted 9 июня 2018, 12:29

Published 9 июня 2018, 12:29

Modified 7 марта, 16:44

Updated 7 марта, 16:44

Не прошло и столетия: в московском метро стали появляться туалеты

9 июня 2018, 12:29
Сюжет
Метро
«Самому лучшему в мире метрополитену» Москвы на самом деле ещё очень многого не хватает. И не из категории «роскошь», а скорее из «базовые потребности человека». Например, нет урн - они пропали ещё в 1980-е в целях предотвращения терактов. А ещё изначально не было туалетов, хотя поездка иногда занимает до 1,5 часов.

Первый туалет в московском метро в рамках эксперимента установили в сентябре 2015 года на станции метро "Проспект мира", но он проработал всего пару месяцев - "экспериментаторы" обещали проанализировать востребованность, загруженность, учесть все достоинства и недостатки. "Посещать туалет пассажиры могли бесплатно. Попасть внутрь можно было приложив транспортную карту "Тройка" к электронному замку", - отмечает lenta.ru.

"В ходе эксплуатации туалета у администрации возникли несколько замечаний к конструкции и механизму. Устранить их на месте невозможно, поэтому туалет был демонтирован, - сообщает riamo.ru.

"Если говорить о массовом использовании туалета, мы посмотрим на механизм после корректировок, все замечания устраним, возможно, в первом квартале следующего года мы можем "вернуть" туалет на станцию "Проспект Мира", - говорил начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов.

Он добавил, что с точки зрения антитеррористической безопасности вместо камер в туалете теоретически можно установить датчики улавливания веществ, однако планов таких нет. Пегов подчеркнул, что туалет пользовался большой популярностью среди пассажиров, и ни одного негативного замечания не было".

Год назад было принято решение установить 38 модульных туалетов уже на 25 станциях, пилотный проект заработал в переходе между станциями "Александровский сад" и "Библиотека имени Ленина" - он уже стал платным и за услуги можно было расплатиться всё той же картой "Тройка". Что делать тем, у кого её нет или на ней заканчивались средства - оставалось только гадать. Установка остальных туалетов растянулась почти на целый год, во всяком случае на них лишь недавно начали обращать внимание. При этом пассажиры метро жалуются, что часто формально туалеты установлены, но либо закрыты либо сломаны.

"У человека есть определённый набор базовых потребностей: мы все пьём воду, спим, едим и... ходим в туалет, - пишет в своём Живом Журнале урбанист Аркадий Гершман. - Признаваться в последнем и создавать нормальные условия у нас не принято, куда проще поставить табу на эту тему, а на вопросы жителей отвечать "перед выходом надо было сходить!". Если не верите в это, то постарайтесь найти чистый туалет с умывальником и бумагой у себя в районе, в который не стыдно будет сходить. Лично у меня такой есть лишь в одном месте – в Макдональдсе.

Если проблему нужды на улице можно решить в кафе, а в парках хотя бы иногда ставят платные кабинки, то с транспортом дела обстоят куда хуже. Поездки на московском метро могут занимать час-полтора, но каких-либо условий для справления нужды не было. После запуска на МЦК поездов с туалетом поднялась новая волна вопросов, но первое время ответы были в стиле "нет возможности", "старые станции", "сходите дома" или "у метро есть Макдональдс" – причин ничего не делать всегда очень много, только это не помогало людям с детьми и больным желудком. К счастью, в этот раз история закончилось победой жителей – в московском метро заработали модульные туалеты.

Списка станций с туалетами я не встречал, но лично видел модули в Сокольниках, Библиотеке им.Ленина и на Цветном бульваре: в вестибюле между Библиотекой Ленина и Боровицкой поставили даже две кабинки в угол. Туалет работает по карте Тройка - за вход нужно заплатить 60 рублей. Тут возникает очень много вопросов: что делать людям с проездными, социальными или бумажными картами? Все туалеты стоят после турникетов, то есть если человек зашёл и понял позыв сходить, но у него не электронный кошелёк – возвращайся обратно, клади деньги или бери Тройку, заходи обратно ещё раз и справляй нужду. Про исход сценария, когда приспичило в вагоне и нужно срочно попасть в кабинку, но тебя отправляют к кассам, даже говорить неудобно. Банальная возможность оплатить Пэйпасом значительно облегчила бы ситуацию, тем более электричество подведено и можно наладить связь. В общем, за это минус, хотя заградительная цена ясна – воду и всё остальное приносят вручную в кегах и выдержать напор всех желающих может оказаться трудно.

К слову, мне как раз пришлось идти до касс, когда туалет выдал "недостаточно средств", а по возвращению он сломался и горел красным. Зато туалет на Цветном бульваре не подвёл!

Удивил размер туалета – он оказался небольшим изнутри. Видимо, основную часть занимают резервуары. Возможно, по этой же причине здесь нет пеленального столика. Здесь нет лимита по времени посещения и автоматической уборки, это минус. Ещё нет средства для протирания стульчака или бумажных прокладок на туалет – вот это очень не круто, даже отвратительно. Мыло, вода и сушка в одном месте, включаются с помощью нажатия кнопки.

Туалет не приспособлен для инвалидов, что немного дико для совершенно нового проекта. Хотя московское метро в принципе не отличается дружелюбностью к маломобильным. А вот небольшая полка не помешала бы – есть только крючок, но для сумки он слабенький.

В целом, это большой шаг навстречу пассажирам и созданию комфортных условий поездки. Хотелось бы увидеть оплату по картам или за счёт списания поездок. Но парадоксальнее всего другое – пока метрополитен ставит туалеты на старых станциях, депстрой не может начать закладывать штатные туалеты для людей в новых станциях.

Для сравнения, на каждой станции метро Хельсинки есть туалет. Ещё туалеты есть в метрополитене Праги и многих других городов мира. Невероятно, но возможность сходить по-человечески делает сам город человеческим".

"А Капков (бывший руководитель Департамента культуры Москвы в ранге министра правительства Москвы, - прим.ред.) говорят, ставил в парках сортиры бесплатные, хотя мог послать всех бесплатно под дерево", - возражает про "заградительную цену" blaster2009.

К слову, в Хельсинки туалеты в метро бесплатные, а в Праге цена за их посещение символическая.

"В Москве десятки бесплатных уличных туалетов, финансируются из бюджета города, - пишет lepestriny. - Санитария, качество жизни, комфорт.В учреждениях и на транспорте туалеты содержат соответствующие ведомства. Для работников и пассажиров. Почему метро может быть исключением, непонятно".

"Увы, российское метро и создавалось, и продолжает эксплуатироваться без уважения к пассажирам, - отмечает fritzmorgen. - Защитники метро пытаются иногда заявить, что подъём нечистот на поверхность — это якобы нерешаемая техническая задача, однако, разумеется, это негодный аргумент. В конце концов, сортиров нет и в расположенных сверху вестибюлях. К сожалению, печальная правда проста: ответственным за работу метро нужды простых людей безразличны, для них мы являемся не более, чем юнитами из компьютерной игры".

neferjournal рассказывает про туалеты в метро американских городов: "Во первых их много, они везде. Не надо искать синий домик неизвестного архитектора за 15 рублей, можно просто зайти в ближайшее кафе или музей или магазин одежды и воспользоваться комнатой с названием "rest room". Да-да, не "toilet", а именно "rest room". Некоторые со своей политкоректностью пошли еще дальше и спрашивают "bath room"! Это уже вообще анекдот! Каждый туалет, также как и многие станции метро, оборудованы приспособлениями для инвалидов. В метро это лифт и специальная панель без ступеней, по которой можно скатиться. Кстати, это же удобно использовать для чемоданов с колесиками, то есть тащить руками и надрываться нигде не надо. В туалете кабинки для инвалидов большие и просторные. Но самый прикол, что многие унитазы оборудованы автоматическим спуском! Я дикий человек и видела такую сантехнику только в компьютерных играх, и меня чуть удар не хватил, когда я одела штаны, а сзади кто-то нажал на спуск! Долго не могла привыкнуть".

Подпишитесь