Posted 6 января 2019,, 13:51

Published 6 января 2019,, 13:51

Modified 7 марта, 16:03

Updated 7 марта, 16:03

Ни для людей, ни для машин: почему в Москве жить неудобно

Ни для людей, ни для машин: почему в Москве жить неудобно

6 января 2019, 13:51
Десять главных недостатков жизни в столице России
Сюжет
Деньги

Итоги минувшего года для отдельно взятой Москвы подвел в ЖЖ популярный московский урбанист Аркадий Гершман:

«Начнём с плохого. Список весьма условный и охватывает лишь общие направления, практически всё из перечисленного – нерешённые проблемы прошлого. Обвинить в этом можно советскую власть, Лужкова или Трампа, но прошлые проблемы никак не оправдывают бездействие властей сегодняшних.

Нет системного подхода

Городом до сих пор управляют в ручном режиме. Это работает в деревне на 100 человек, но в мегаполисе нереально решать любой малозначимый вопрос только после согласования мэром. Поэтому одна рука создаёт внутри Садового комфортную современную среду, а за кольцом продолжается убийство города.

Эффективная система управления строится на делегировании и решении основной части проблем на низшем уровне, поэтому уже давно была придумана система местного самоуправления. Но в Москве специально ограничили муниципальную власть ради крепкой вертикали власти, которая не отвечает перед жителями. Пару лет назад мэрия делегировала полномочия по благоустройству дворов советам депутатов, но это лишь верхушка айсберга.

Плохая работа с жителями и общественными организациями

В Москве исторически люди мешали чиновникам и проектировщикам создавать самый лучший город на земле, сегодня мало что изменилось. Доходит до банального: меня примерно раз в неделю спрашивают, зачем снимать асфальт с тротуара и класть брусчатку. Другой знаковый пример – провал города с реновацией в плане пиара. Даже если делают какой-то хороший проект, то пытаются усидеть на двух стульях – частично врут, не говорят истинных причин и так далее.

Говорить же о подключении жителей к обсуждению на этапе предпроекта бессмысленно – московские чиновники в большинстве своём предпочитают скрываться за дверью кабинета и лайкать твиты Собянина. Очень показательна история с велопарадами, где город просто отжал частную инициативу. В такой ситуации Москва теряет человеческий капитал – люди, которые хотят что-то делать и помогать другим, остаются с носом и разочаровываются в своей деятельности и городе в целом.

Город продолжают усыпать «бирюковским снегом». Отравленная земля, дрист и гробы на Тверской – всё это следствие самого простого и дорогого способа уборки улиц. Закупать тонны реагентов очень выгодно для отдельных лиц и компаний, но горожане платят за это своим здоровьем и комфортом города.

Водоотвод

Лужи из-за обильных дождей, а не проблем с ливневой канализацией, и каждый дождь выбивается из климатической нормы – нам рассказывают много небылиц, но решать проблему не спешат. Пользоваться Москвой в дождь можно только в резиновых сапогах.

Велоинфраструктура

Мэр разочаровался в велодорожках: мы построили дорожки и полосы на 1,5 улицах в городе, а пробок из велосипедистов нет. И это несмотря на дикую популярность велопроката. Увы, делать правильно и по уму не умеют, поэтому все проекты положили в стол. Яркий пример ручного управления и непонимания причин-следствий городских проектов. В такой ситуации было бы лучше просто стереть велополосы, а не пытаться усидеть сразу на двух стульях, кормя СМИ и велосипедистов обещаниями.

Электробусы

Троллейбусы убрали, а электробусы до ума не довели. Новый вид транспорта без нормальной обкатки и лечения детских болезней был обречён на постоянные поломки. Чего уж там – первый рейс с мэром закончился вызовом ремонтников и тягача. И не забываем, что ими заменяют не автобусные маршруты, а троллейбусные.

Пешеходная доступность

Чемпионат мира, открытие новых станций метро, скандалы и судебные иски – всё это про ужасную пешеходную инфраструктуру Москвы. В транспортном комплексе города всё ещё не определились: Москва для людей и безопасность в приоритете, или же мы будем играть в компьютерные модели с машинками и игнорировать перебегающие толпы людей.

Определённый прогресс есть: теперь в ЦОДДе хотя бы вспоминают про пешеходов, при возможности даже стараются сделать адекватные фазы и встроить куда-нибудь зебру. Но только если это не помешает людям в машинах. Цена такого транспортного планирования только на одном перекрёстке у Библиотеки Ленина – сбитый человек летом, а в масштабах всего города счёт идёт на 215 убитых и 2826 раненых пешеходов.

Разваливающийся трамвай

Город выделяет десятки миллиардов рублей на обновление трамвайных вагонов, миллиарды на капитальный ремонт путей, делает обособления путей, платформы и приоритет проезда на светофорах. А про такую «мелочь», как текущее содержание пути и контактной сети, закупку новых стрелок – просто забыли. В результате пути разваливаются даже на улицах после капремонта буквально через несколько лет, вагоны сходят с рельсов или рвут провисшую контактную сеть пантографами.

Например, только в понедельник прилетел в Москву, решил от вокзала до дома доехать на трамвае. Подъезжает трамвай, слышу стук, будто бы часть трамвая отвалилась. Через минуту вижу причину – лопнувший рельс. Пути на этой улице уложили в прошлом году.

Город для молодых и сильных

Москва всё ещё остаётся для сильных и молодых. Перейти Тверскую в пределах Садового кольца без спуска по лестницам невозможно. Аналогично с Новым Арбатом и многими другими улицами.

Хорды и другие развлечения строителей

С электробусами город разберётся и плитку ровно класть научится, рано или поздно. Но есть в городе проблема, принявшая угрожающие масштабы, пути решения которой не просматриваются: наш стройкомплекс полностью потерял берега и окончательно утратил адекватность. Сложно перечислить все последствия для жителей: вырубка зелёных зон, испорченная доступность станций метро и остановок, больше шума, хуже экология и... ещё больше пробок.

Я честно завидую чиновникам и сотрудникам стройкомплекса Москвы: они могут делать любую дичь и ужас, а их за это ещё и хвалят из телевизора. Если ничего не поменять, то в следующие годы проектов будет ещё больше...»

"