Posted 18 декабря 2019,, 14:55

Published 18 декабря 2019,, 14:55

Modified 7 марта, 15:26

Updated 7 марта, 15:26

Малый бизнес начал искать средства на бирже, а не в банковском кредитовании

Малый бизнес начал искать средства на бирже, а не в банковском кредитовании

18 декабря 2019, 14:55
Фото: yandex.ru
Малому бизнесу становится проще привлечь деньги на бирже, чем взять кредит. Эксперты отмечают, что, несмотря на облигационный бум, банковское кредитование для малого бизнеса остается все же основным способом привлечения средств.

Малый бизнес стал отдавать предпочтение размещению ценных бумаг на бирже кредитам в банке, несмотря на то, что это обходится дороже. Однако это является наиболее простым способом занять деньги, сообщают “Ведомости”.

В свою очередь, частных инвесторов бонды малого и среднего бизнеса привлекают высокой доходностью – 14–15% годовых.

Как говорится в публикации, сумма облигаций, размещенных малыми и средними компаниями на Мосбирже, с января по ноябрь текущего года выросла до 22 млрд рублей (с 6 млрд рублей в 2018 году). Наибольший рост продемонстрировали малые предприятия — их количество в 2019 году увеличилось до 43 против 19 в прошлом году.

В материале отмечается, что для малых и средних предпринимателей размещение бумаг на бирже обходится дороже кредита в банке, но это намного проще, поскольку кредитные организации требуют залогов, а нужные активы есть не у всех, при этом, оборотные средства необходимы. Так что размещение облигаций если и не единственный, то точно простейший способ привлечь деньги. Поясняется, что эмитент платит комиссию организатору размещения от 2,5 до 5% стоимости выпуска, и, хотя ставки в последнее время в связи с ростом конкуренции падают, требуются расходы на услуги биржи, депозитария, расходы на аудит и т.д..

В публикации сообщается, что основными инвесторами малых предприятий являются физические лица, которых не устраивают опустившиеся до 6% годовых депозитные ставки банков. Напомним, что в текущем году на фондовом рынке зарегистрировано в два раза больше брокерских счетов, чем в прошлом.

Аналитик ГК “Финам” Алексей Ковалев в комментарии “НИ” высказал точку зрения, что для малых предприятий, несмотря на облигационный бум, все же проще работать с банками, однако зарубежный опыт показывает, что размещение ценных бумаг на бирже вполне логичный шаг для компаний любого масштаба:

“2019 год — это год облигаций в России. Огромный объем размещений, появляются абсолютно новые заемщики, новые эмитенты облигаций, в том числе этот процесс затронул и т.н. СМБ (средний и малый бизнес).

С одной стороны, у облигаций действительно есть преимущества. Но, если говорить с точки зрения процентных ставок и стоимости размещения, то малому и среднему бизнесу должен быть ближе свой родной банк, в котором он кредитуется уже много лет, чем облигационный рынок. В статье упоминается, что до 5% от стоимости размещения приходится платить. Т.е., если вы разместите под 10% свои облигации при таких затратах на размещение, любимый банк может в такой ситуации сказать: “я могу за 13% кредитовать”, — тогда зачем это надо? Здесь тонкая грань, так что для СМБ банк, может быть, и ближе. Тем не менее пошли новые размещения.

Есть еще один аспект. Зачастую облигационный рынок используется эмитентом (малым и средним бизнесом) в качестве инструмента торга за финансирование со своим банком. Т.е., кредитуясь под условные 13%, всегда можно сказать, что, например, “Финам” или “БКС” могут разместить с учетом всех затрат под 12%. Банкир, почесав затылок, согласится двигаться дальше по ставкам. Так что это еще и аргумент в случае банковского кредитования.

А может возникнуть ситуация, скажем, со стартапом: у него вообще нет никаких отношений с банком, кредитных линий — бизнес только создан. Такая компания действительно может попробовать облигационный рынок. Но этот рынок в России — больший выигрыш все же для крупных компаний. Для СМБ на данный момент проще иметь дело с банком.

Есть финансирование компании — в любой стране: США, в Европе, Японии, у нас. У нас на облигации приходится всего чуть больше 20 процентов от общего числа кредитования. Т.е. всего 20% привлекаемых компанией средств в среднем приходится на облигации, тогда как в Европе и США этот показатель превышает 50%. Здесь остается огромный потенциал.

В 2019 году ставки на облигационном рынке стали падать — горячий рынок, денег много. Но у банкиров ставки тоже падают. Эти процессы наслаиваются друг на друга.

Вообще облигационный бум связан с тем, что много ликвидности у банков, у институциональных инвесторов, но — что важно — к сожалению, высокодоходные бумаги (14-15%) никакой банк или крупный игрок на рынке, не говоря уже о западных инвесторах не будет покупать. Это внутренние ограничения — нельзя держать высокорискованные бумаги. В основном приобретателями являются физические лица. А они — из-за того, что доходы от депозитов падают (им не интересен депозит Сбербанка 5%), идут на биржу и готовы рисковать. И вот эти физики, которые сейчас пошли — с одной стороны, и СМБ — с другой — они могут друг друга найти, и, скорее всего, в ближайшие месяцы они будут друг друга находить”.

Владислав Корочкин, первый вице-президент по экспертно-аналитической деятельности объединения “Опора России” в комментарии “НИ” сообщил, что, несмотря на достаточное количество свободных средств и некоторое упрощение условий кредитования, спрос на займы падает по причине того, что сокращается само количество малых предприятий. По его словам, недостаток финансирования не является главной проблемой среднего и малого бизнеса:

“Существует намерение внедрить альтернативные банковскому методы финансирования предприятий малого и среднего бизнеса, но данных о том, насколько интенсивно оно используется, у нас нет.

Что касается банковского кредитования, то сейчас получить кредит стало легче, чем раньше. Имеется достаточное количество свободных средств, которые не используются — даже выделенные в рамках нацпроектов и не освоенные по этому году процентов на пятьдесят. Безусловно стало легче.

Но проблема в требованиях Центробанка по резервированию. Сделаны некоторые шаги в этом направлении, призванные облегчить задачу привлечения средств и устранить недостатки залогового обеспечения. Но для небольших компаний, у которых нет залоговой базы, ситуация с привлечением средств остается достаточно сложной.

Есть еще один аспект — спрос на кредиты падает. Самих малых компаний становится меньше. Тут одними финансовыми вливаниями проблему не решишь и малым бизнесом заниматься не заставишь — много других рисков, и люди это понимают”.

"