Рус
Eng

Пентагон меняет разработчика воздушной мишени пятого поколения

Пентагон меняет разработчика воздушной мишени пятого поколения
Пентагон меняет разработчика воздушной мишени пятого поколения
15 апреля, 11:28АрмияФото: Соцсети
Армия США ищет компанию, у которой есть достаточно проработанный проект воздушной мишени пятого поколения (5GAT)

Александр Сычев

Армейское командование США приступило к проведению маркетингового исследования с целью выявления компаний, разрабатывающих воздушные мишени. Требования, которым соискатель должен отвечать, чтобы получить контракт, прописаны до мелочей, и в них слово «должен» - в каждой строчке. Итак, компания, чтобы соответствовать требованиям, должна будет создать два экземпляра мишени и командно-контрольных систем к ним не дороже, чем за 50 млн долларов. Средняя стоимость полета должна быть менее 10 млн долларов. Одна мишень должна выдержать минимум 25 вылетов и налетать не менее 50 часов. Она должна иметь запас хода 90 - 120 минут, взлетать и садиться на полосу длиной 2133 метра и шириной 46 метро, иметь внутренние и внешние точки подвески и быть похожей по своим размерам, радиочастотным и инфракрасным излучениям на многоцелевые истребители пятого поколения России и Китая, соответственно, Су-57 и J-20.

Как прототип самолета, так и система управления и контроля мишени должны быть транспортабельными, чтобы можно было легко перебрасывать все оборудование в любую точку мира. При производстве беспилотника должны использоваться самые передовые технологии, в том числе аддитивные, то есть трехмерная печать на основе компьютерной 3D-модели.

Поиски столь передового подрядчика и продукта предполагается завершить к концу нынешнего года. В следующем финансовом году с компанией-победительницей планируется заключить контракт. Через полтора - два года после этого Армия надеется приступить к рулежным, а потом и летным испытаниям мишени на полигоне Дугвей в штате Юта.

Вообще-то, разработкой мишени поколения 5GAT с 2006 года занималась компания Sierra Technical Services. Она возникла на деловом американском небосклоне в том же году. Ее основали несколько инженеров корпорации Lockheed Martin. В 2017 году Армия заключила с ними официальный контракт на разработку и строительство прототипа мишени стоимость 15,9 млн долларов.

Через несколько лет появился полноразмерный ромбовидный беспилотный летательный аппарат с отклоненными в стороны двумя килями. Его длина составила 12,2 метра, размах крыла – 7,3 метра, а максимальная полная масса – 4350 килограммов. На дрон установили два форсажных реактивных двигателя, а планер на 95% изготовили из углеродного волокна. По расчетам, самолет мог подниматься на высоту 13,7 тыс. метров и летать со сверхзвуковой скоростью в течение 1,5 часа.

Для снижения стоимости БПЛА в его конструкции широко использовали детали, узлы и системы со списанных или завершающих свою службу самолетов T-38 и F-5 компании Northtrop, а также F/A-18А/В компании Boeing. Аппарат оснастили двумя двигателями General Electric J85, взятыми с самолета Т-38.

Самолет показался его создателям настолько хорошим, что они даже стали предлагать его Пентагону в качестве беспилотного ведомого для стратегических бомбардировщиков. Однако все надежды и планы угасли 2021 году. В 2020 году на полигоне Дугвей провели успешные наземные испытания – беспилотник 24 раза прокатился по аэродрому, включая 9 раз практически на скорости взлета. А в январе 2021 года стало известно, что первый образец 5GAT разбился во время опытного полета. По сухим сообщениям, поступившим в средства массовой информации, авария произошла из-за потери контроля над дроном.

То, что Армия приступила к поискам нового разработчика говорит либо о том, что созданный компанией Sierra Technical Services самолет невозможно довести до ума, либо о том, что армейский покровитель компании сильно разочаровался в своем протеже и больше не верит в его способности.

К тому же БПЛА нужен был Армии, как говорится, вчера. Россия и Китай уже летают на своих истребителях пятого поколения, а американские летчики, расчеты систем ПВО и операторы радиолокационных станций к встрече с ними не готовы.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter