Posted 18 февраля, 04:11
Published 18 февраля, 04:11
Modified 18 февраля, 06:03
Updated 18 февраля, 06:03
Мария Соколова
В ходе СВО наметился большой прогресс. Такого не было с момента, когда прошли прямые переговоры между Россией и Украиной в Турции в 2022 году.
По поручению Владимира Путина во вторник, 18 февраля, в Саудовской Аравии министр иностранных дел Сергей Лавров, а также помощник президента и бывший посол РФ в США Юрий Ушаков начнут переговоры с американской делегацией.
Судя по высказываниям политиков, в Европе и на Украине к началу диалога относятся серьезно и опасаются, что конфликт решится без них. Эти опасения основаны не на пустом месте. У Дональда Трампа и его команды уже есть опыт заключения мирных соглашений, итоги которых многих удивили.
Впервые переговорные успехи Трампа были зафиксированы в Дохийском соглашении в начале 2020 года. Тогда в столице Катара Дохе американские власти заключили соглашение с афганским движением «Талибан», предусматривающее вывод войск НАТО из Афганистана.
Для большинства сторонних наблюдателей уход американских военных из Афганистана был стремителен. Не успели обернуться, как Афганистан оказался под управлением талибов. Но в реальности это был долгий процесс. Первые переговоры с талибами власти США начали вести еще в 2018 году на территории Катара.
Единого мнения о причинах ухода Штатов из Афганистана до сих пор нет. Но эксперты сходятся в одном: Америка этим шагом преследует лишь собственные цели.
С одной стороны, натовские военные на 20 лет застряли в Афганистане без особых успехов, и с этим надо было что-то делать. Но есть и обратная сторона медали.
Политолог и директор Института новейших государств Алексей Мартынов считает, что вывод армии был спланирован специально, чтобы дестабилизировать обстановку в регионе и создать почву для появления террористических организаций, создающих проблемы для России и Китая.
Самым большим миротворческим успехом можно считать подписание в 2020 году мирного договора между Израилем, ОАЭ и Бахрейном. Большинство арабских стран из-за солидарности с палестинцами не признают Израиль как государство. До ОАЭ и Бахрейна мирные отношения с Израилем среди арабских стран были только у приграничных Египта и Иордании.
«Авраамовы соглашения» долго готовились: переговоры при посредничестве США длились 1,5 года. И, конечно же, достигнуто такое соглашение было не во имя всеобщей любви народов. Таким образом Трамп тогда смог на Ближнем Востоке собрать коалицию против Ирана. С этой страной конфликтует не только Запад, но и некоторые арабские монархи.
Создание дружественного треугольника Израиль — ОАЭ — Бахрен стало точкой в вопросе усиления давления на Иран. В 2018 году США в одностороннем порядке вышли из ядерной сделки с Ираном, а после ввели против этого государства около сотни различных санкций.
После обострения отношений с Ираном госсекретарь США Майкл Помпео открыто и без стеснений предложил странам, закупавшим нефть у Ирана, приобретать сырье у США, ОАЭ или Саудовской Аравии. Даже не пришлось гадать, кому может быть выгодно появление антииранской коалиции.
У РФ тоже есть опыт проведения мирных переговоров, даже если не углубляться в историю XIX–XX веков и более давних времен. В памяти еще свежа пятидневная война — военная операция в Южной Осетии против грузинской армии.
Формально тогда непризнанные большинством стран мира республики Южная Осетия и Абхазия боролись с Грузией за право быть независимыми от нее. В реальности же о мирном соглашении договаривались президент РФ Дмитрий Медведев и президент Франции Николя Саркози.
В отличие от американских операций, мирное соглашение по Южной Осетии появилось куда быстрее. Николя Саркози прибыл в Россию на шестой день после начала военных действий и на следующий день после их завершения. И тогда же были согласованы основные положения.
На подписание мирного договора Абхазией, Южной Осетией, Грузией и РФ ушло еще три дня.
Да и в 2022 году связанные с СВО события тоже развивались стремительно. Переговоры в Беларуси прошли уже спустя четыре дня после начала СВО — 28 февраля 2022-го. Контакты продолжились в Турции 10 марта и достигли своего апогея к 29 марта.
По словам дипломатов, стороны были близки к заключению мирного соглашения, но подписание было сорвано британским премьером Борисом Джонсоном. Об этом рассказали и посол РФ в Лондоне Андрей Келин, и глава украинской делегации Давид Арахамия. Мирные переговоры могли завершить СВО за один месяц, но все сложилось иначе.
Опыт XXI века показывает, что Россия и США придерживаются разной тактики в переговорном процессе.
Америка при Трампе длительное время готовит почву и негласно налаживает контакты даже с противником. В результате люди видят лишь итоговые соглашения, а истинные цели таких дипломатических маневров часто остаются скрытыми.
Власти РФ стараются действовать быстро, исходя из сложившихся благоприятных условий.
Подходы разные, но непосредственно друг с другом они еще не сталкивались.
Может быть, договоренности будут достигнуты в ближайшее время, а может, борьба дипломатов растянется на годы. Но в любом случае стоит помнить, что американские власти всегда преследуют собственные интересы. Чистый альтруизм Дональду Трампу не свойственен. Это значит, что просто так на условия России никто соглашаться не будет.