Аналитик по макроэкономике УК «Ингосстрах-Инвестиции» Александр Иванов предлагает пока не связывать геополитику с завтрашним решением регулятора. Для ведомства Эльвиры Набиуллиной сейчас важнее наступить на горло инфляции.
«Большую роль играют инфляционные ожидания потребителей. Сейчас (с учетом свежих данных по инфляции за неделю с 5 по 12 февраля в 0,2%, что очень много) для Банка России ключевой задачей является снижение инфляционных ожиданий», — говорит Александр Иванов.
А потребительская инфляция в РФ медленнее, но все еще «ползет». По данным Росстата, рост потребительских цен с 4 по 10 февраля составил 0,23%, против 0,16% неделей ранее.
Главный экономист «Т-Инвестиций» Софья Донец назвала это неприятным ускорением, но добавила, что темп повышения цен вернулся на уровень двухнедельной давности, что оставляет в силе прогноз по годовой инфляции в первом квартале 2025 года на уровне 10%.
Начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст», к. э. н. Олег Абелев добавляет, что на инфляцию влияют не только потребительские ожидания и рост спроса, но и бюджетный импульс:
«Расходы бюджета сильно выросли. За январь 2025 года бюджет сложился с дефицитом 1,7 трлн рублей (это более чем на 40% выше ожиданий по недостачи по всему году и почти в 20 раз выше уровня 2024-го). 4,5 трлн рублей было потрачено за месяц, это почти 12% расходов на год», — считает ученый.
Впрочем, всплеск госрасходов эксперт объясняет традиционным для января авансированием госконтрактов. В моменте, полагает Абелев, эти расходы не могут разогнать инфляцию. Это лаговая история, которая будет распределяться на следующие отчетные периоды.
Александр Иванов, комментируя фактор госвливаний в экономику, добавляет:
— Дефицит за январь уже превысил плановый дефицит на весь 2025 год, однако, по заявлениям властей, они планируют по итогам года уложиться в плановый дефицит. Это означает, что в дальнейшем (по крайней мере, на сегодняшний день) более не планируется подобных бюджетных импульсов.
Очевидно, что Банк России учитывает данную ситуацию в своих расчетах и оба фактора (бюджетный импульс и инфляция значительно выше таргета) будут аргументами за продолжение жесткой денежно-кредитной политики.
Руководитель направления аналитики Института экономики роста им. П. А. Столыпина Сергей Васильковский озвучил другое мнение:
— Деньги поступают в бюджет в том числе из прибыли госкомпаний и оттуда возвращаются в виде поддержки. Это круговорот непроинфляционный, хотя он таким кажется. Поэтому большой вопрос: точно ли рост расходов бюджетов — проинфляционный фактор? Так что не сказать, что сохранение или рост ставки — единственное решение.
Прогнозы по завтрашнему решению регулятора звучат традиционно разные. Сходятся эксперты только в одном: резких перемен не может быть точно, даже несмотря на то, что действия ЦБ вызывают вопросы.
Как писали «НИ», против главы Центробанка и жесткой денежно-кредитной политики сформировался целый фронт недовольных.
Президент Института современного развития, профессор НИУ ВШЭ Игорь Юргенс говорит, что ставка в 21% сама по себе уже инфляционна. Промышленность, бизнес не могут работать с кредитами под 27%, даже под 21%. Выживают только те, кто завязан на госконтракты.
Сергей Васильковский заявляет прямо:
«Высокая ключевая ставка бьет прежде всего по бизнесу и поколениям, которые только начинают свою активную и самостоятельную жизнь. Дальнейшая игра со ставкой будет более важной для предпринимателей, поскольку они не могут не брать кредиты. Дальнейшее закручивание гаек может привести и к кризису неплатежей».
Он также обращает внимание на то, что в своем аналитическом бюллетене ЦБ уже отобразил дальнейшую политику и риторику и фактически признался в невозможности повлиять на инфляцию мерами денежно-кредитной политики.
«Траты граждан не поспевают за ценами и растущим объемом денежной массы в экономике. В данный момент создается впечатление, что рынок и его участники немного замерли и притихли в ожидании более глобальных сдвигов», — отмечает Сергей Васильковский.
«Понятно, что снижать ставку при таком бюджетном импульсе пока рано. Но повышать ее — это однозначно перенести бремя невозможности привлечения вообще какого-либо капитала для предприятий малого и среднего бизнеса в будущем, — пытается объяснить действия регулятора кандидат экономических наук Олег Абелев. — Поэтому нельзя говорить о том, что этот аргумент весомее, чем инфляция. Это два триггера роста инфляционных ожиданий. Просто один в виде потребительской инфляции и ожиданий стал плавно замедляться. Второй проявится в инфляции не сейчас, а чуть позже. Вот как между ними будет вести себя ЦБ — это будет важно для рынка».
Главный аналитик Ингосстрах Банка Петр Арронет уверен, что любое решение ЦБ сейчас кардинально важно:
«Повышение ключевой ставки даже на 1% приведет к преломлению наметившейся тенденции на завершение цикла повышения ключевой ставки. Сохранение ключевой ставки будет свидетельствовать о завершении цикла повышения и вероятности скорого снижения ставки».
Петр Арронет уверен, что понижения ставки пока ждать не стоит. Но все внимание — на то, что после заседания скажет глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
«Риторика Банка России также важна в части возможности повышения ключевой ставки на следующем заседании. Если Банк России сохранит ключевую ставку на прежнем уровне 14 февраля, а риторика главы ЦБ будет свидетельствовать о вероятном повышении на следующем заседании, тогда, скорее всего, рынки отреагируют негативно. Особенно на фоне сильного бюджетного импульса госрасходов в январе», — говорит Петр Арронет.
Аналитик по макроэкономике УК «Ингосстрах-Инвестиции» Александр Иванов полагает, что регулятор в пятницу, может, даже не будет рассматривать вариант снижения ставки в принципе.
«Снижение ставки может стать сильнейшим сигналом, что Банк России начал смягчать денежно-кредитную политику, несмотря на инфляцию и ожидания, значительно превышающие его целевые ориентиры (4% по инфляции), это может, в свою очередь, еще сильнее подстегнуть инфляцию», — считает эксперт.
Что касается прогнозов, завязанных на геополитику, то, по мнению руководителя направления аналитики Института экономики роста им. П. А. Столыпина Сергея Васильковского, укрепление рубля должно создать базу для замедления инфляции, что будет играть в пользу снижения ставки.
Автор и создатель сообщества «ИнвестТема» Владимир Литвинов отмечает, что именно завершение украинского конфликта позволит Центробанку ускорить снижение ключевой ставки, так как только это способно уменьшить влияние на экономику бюджетных факторов.