Мария Соколова
Пока власти России, Казахстана и Азербайджана не называют причин катастрофы самолета Embraer E190, следовавшего из Баку в Грозный, в казахстанском Актау. Были сообщения о попадании птиц в двигатель, взрыве кислородного баллона в салоне, есть и пока необъяснимые пробоины в фюзеляже упавшего авиалайнера.
Сегодня опубликовано видео, на котором видно, что хвостовая часть имеет многочисленные пробоины, у некоторых экспертов это вызвало подозрение о результатах работы ПВО по самолету. Автор Telegram-канала «Рыбарь», бывший офицер Генштаба России Михаил Звинчук отмечает, что подобные повреждения похожи на следы поражающих элементов зенитной ракеты.
Не будем гадать, в чем причина крушения самолета, однако история показывает, что роковые ошибки случаются и гражданские самолеты могут быть сбиты средствами ПВО любой страны. Таких случаев хватало даже без учета умышленной атаки на гражданские лайнеры в ходе боевых действий.
В СССР было несколько случаев, когда пассажирские самолеты были сбиты по ошибке в ходе военных учений. Первый зафиксирован в 1959 году при заходе Ил-14 на посадку в аэропорт Сталинграда (ныне Волгоград).
Окончательного вывода о причинах катастрофы сделано так и не было, однако фюзеляж самолета и тела людей имели следы поражения осколками, а вблизи находился военный полигон, на котором проходили учения.
Похожая ситуация случилась в 1962 году: Ту-104А летел из Хабаровска в Москву с промежуточными посадками в Иркутске и Омске, но потерпел крушение в Красноярском крае. В ходе расследования было установлено, что фюзеляж имел признаки взрыва снаружи, а пассажиры получили ранения и ожоги еще до падения самолета.
Военная часть в районе Маганска проводила учебные пуски зенитных ракет. Одна из них при прохождении через грозовой фронт потеряла свою цель и поразила пассажирский лайнер — погибли 84 человека.
Относительно благополучно завершился инцидент в небе над Карелией в 1978 году. Тогда Boeing-707 авиакомпании Korean Air Lines совершал рейс по маршруту Париж — Анкоридж — Сеул, но отклонился от маршрута (фактически развернулся в обратную сторону из-за неисправности компаса или ошибки пилотов) и был перехвачен советскими ВВС над Кольским полуостровом.
На команды советского истребителя-перехватчика экипаж «Боинга» не отвечал и сделал попытку уйти в сторону Финляндии. В ответ был открыт огонь на поражение — ракета взорвалась вблизи самолета. Лайнер был поврежден, и экипаж совершил посадку на лед озера вблизи поселка Лоухи. В итоге погибли два человека, травмы получили 13.
Куда печальнее завершилось пересечение границы СССР другим самолетом той же корейской авиакомпании в 1983 году. Boeing 747 летел по маршруту Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул, сбился с назначенного курса и полетел над Камчаткой и Сахалином, где и был сбит советским перехватчиком Су-15.
Ситуацию осложнял тот факт, что пассажирский лайнер двигался одним курсом с американским разведчиком Boeing RC-135. После провокаций США в Тихом океане приказ на уничтожение мог отдаваться именно в расчете на то, что над советскими военными базами пролетает совсем немирный самолет.
Было бы неверно считать, что гражданские самолеты военные сбивали только в СССР. Силы НАТО тоже не раз этим грешили.
Первый подобный случай произошел еще в 1980 году — тогда у острова Устика в Тирренском море потерпел крушение самолет DC-9 авиакомпании Itavia, совершавший рейс из Болоньи в Палермо. Погиб 81 человек.
Что именно произошло, продолжительное время оставалось загадкой. За долгие годы было проведено три расследования, и только в 2008-м бывший президент Италии и председатель Совета министров Франческо Коссига заявил, что самолет был сбит французским истребителем.
Эту версию в 2023 году подтвердил бывший премьер Италии Джулиано Амато: французский пилот преследовал ливийский истребитель МиГ, на борту которого должен был находиться Муаммар Каддафи, но ракета попала в гражданский лайнер.
В 1988 году операторы ПВО американского ракетного крейсера Vincenness приняли пассажирский лайнер Airbus A300 иранской авиакомпании Iran Air, следовавший над Персидским заливом по маршруту Тегеран — Бендер-Аббас — Дубай, за иранский истребитель F-14, выходящий на траекторию атаки. Самолет был сбит, погибли 290 человек.
Крейсер тогда находился в территориальных водах Ирана под предлогом защиты кувейтских танкеров, но фактически США оказывали поддержку Ираку в вооруженном конфликте с Ираном. Это дало повод Тегерану обвинять Вашингтон в преднамеренной атаке на гражданский самолет.
В 1973 году Boeing-727 ливийской авиакомпании Libyan Arab Airlines был сбит израильскими ВВС над Синайским полуостровом — погибли 108 человек. Самолет, направлявшийся в Каир, из-за облачности, пыльной бури и сильного попутного ветра сбился с курса, уйдя на восток от Каира на подконтрольную Израилю территорию.
Израильские ВВС подняли на перехват истребители F-4E и повели лайнер на посадку к военной базе. Однако пилоты истребителей перепутали флаг Ливии на борту самолета с флагом Египта, с которым тогда велась война. Закрытые от солнца шторки иллюминаторов не позволили им рассмотреть пассажиров.
На подлете к военной базе «Боинг» совершил маневр, уходя в сторону в поисках гражданского аэропорта, но израильские военные расценили этот ход как попытку террористической атаки и открыли огонь по самолету. В катастрофе выжили четыре пассажира и один пилот.
Другой случай произошел в начале 2020 года вблизи аэропорта Тегерана. Тогда с военной базы ВВС Ирана была выпущена ракета по Boeing-737 «Международных авиалиний Украины», который взлетел всего за три минуты до атаки. Погибли 176 человек.
Сначала власти Ирана отрицали причастность к катастрофе, но через три дня признали свою ошибку. Ракета была запущена вследствие «человеческой ошибки» в условиях повышенной готовности вооруженных сил после нанесения ракетных ударов по объектам в Ираке.
Незадолго до катастрофы комплекс ПВО был перемещен, но его перенастройка не была проведена, и самолет приняли за крылатую ракету.
Военных, выпустивших ракету, иранские власти осудили на длительные тюремные сроки.
Жертвой ошибочных действий ПВО в 2001 году над водами Черного моря стал самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», летевший из Тель-Авива в Новосибирск.
Тогда на территории Крыма проходили учения ПВО украинских военных совместно с Черноморским флотом ВМФ России. Но украинская ракета навелась не на мишень Ту-143, находящуюся на расстоянии 26–28 км, а на пассажирский Ту-154, летевший на расстоянии в 260 км. На этот раз долгих споров о причинах катастрофы не было — украинские власти признали вину.
А вот расследование катастрофы рейса MH17 над Донецкой областью Украины фактически зашло в тупик. В 2014 году Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, направлявшийся из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит ракетой ЗРК «Бук». Такие комплексы есть и у России, и у Украины.
После этого Киев и ряд западных стран обвиняли в случившемся РФ. Однако международный суд ООН отклонил их обвинения против Москвы и требования о выплате компенсаций.
Формально самолеты считаются самым безопасным транспортом. Со статистикой спорить бесполезно, однако факт остается фактом: атака гражданских лайнеров военными не уникальный случай.
К какому результату придет расследование авиакатастрофы рейса Баку — Грозный, мы наверняка узнаем уже в ближайшее время.