Мария Соколова
Вторая волна блокировки YouTube в РФ нанесла сокрушительный удар по видеосервису Google. После августовских блокировок объем просматриваемого в стране контента, согласно статистике самого Google, сократился почти на 40%, еще 35% от тех остатков трафика были потеряны во второй половине декабря — незадолго до того, как блогер Влад Бумага задал вопрос о будущем YouTube в России Владимиру Путину на подведении итогов года.
Выходит, что россияне за последние полгода стали смотреть YouTube почти в три раза меньше! В таких условиях и зрители в поисках контента, и блогеры в поисках заработка должны были мигрировать на отечественные площадки Rutube или «VK Видео».
Формально российские власти не блокируют и не замедляют YouTube. Официальная версия происходящего гласит, что все дело в устаревании серверов Google, оставшихся без обслуживания. Почему это устаревание происходит так внезапно, а в перерывах между провалами не происходит вовсе, власти не уточняют.
Удивительно, но почему-то ведущие блогеры не стали в срочном порядке покидать привычную площадку. «НИ» изучили статистику просмотров их каналов и убедились: блокировки YouTube практически не влияют на показатели топовых блогеров, создающих развлекательный контент.
Специализирующийся на детских мультфильмах канал Get Movies (53 млн подписчиков — лидер российского сегмента YouTube), канал техноблогера Wylsacom или канал Влада А4 (он же Влад Бумага) во второй половине декабря не заметили снижения числа просмотров — все в пределах естественных колебаний.
У ведущих блогеров есть многомиллионная лояльная аудитория, их имена на слуху, и народ не готов отказываться от просмотра их роликов. Людям проще поставить на телефоны и компьютеры многочисленные сервисы обхода запретов.
Сейчас в России запрещена популяризация средств обхода блокировок, но их использование пользователями пока еще законно. Часть сервисов сотрудничает с Роскомнадзором и блокируют доступ к запрещенным ресурсам, а некоторые присутствуют в РФ постоянной меняя названия и логотипы.
Россияне в большинстве своем уже хорошо освоились с новыми способами смотреть видео в Youtube. По оценке экспертов, трафик YouTube из европейской страны, где расположено большинство серверов для таких русскоязычных сервисов, стабильно растет с конца лета 2024 года. Не похоже на случайное совпадение.
Получается, что власти и население просто играют в кошки-мышки без какого-либо результата? Не совсем. Есть категория блогеров, которая растеряла свою аудиторию. Это новички и авторы непопулярного контента, например образовательного или научпопа.
Смотреть, как скандальные блогеры сжигают элитные автомобили или устраивают пранки, подавляющему большинству нравится куда больше, чем получать какую-то полезную информацию об окружающем мире.
Взять, к примеру, один из ведущих научпоп-каналов «Научпок»: у них 2,55 млн подписчиков на YouTube, но ролики набирают, как правило, по 40–45 тыс. просмотров.
Или же блог главного популяризатора космонавтики Виталия Егорова «Открытый космос Зеленого кота»: его увлекательные рассказы привлекли только 89,5 тыс. подписчиков, а ролики в большинстве своем набирают 15–30 тыс. просмотров.
Бывают исключения на несколько сотен тысяч просмотров, но они лишь подтверждают правило. Да и до миллионных просмотров эпатажных блогеров все равно очень далеко.
Блогер-программист Богдан на профильном форуме пояснял, что ограничение работы YouTube сильно сказалось на просмотрах его роликов. Авторы контента и пользователи отмечают, что у YouTube была развитая система рекомендаций: площадка сама решала, что человеку было бы интересно посмотреть, и в большинстве случаев угадывала.
Это давало шанс на просмотры у непопулярных авторов, чьи имена еще не известны широким массам. По словам Богдана (орфография автора сохранена), просмотры его роликов теперь упали в 2–2,5 раза.
— Я не популярный еще, только развиваюсь, но до блока ютуб меня рекомендовал и видосы иногда набирали по 40-50к при совсем простеньком монтаже и непрофессиональной озвучке. Сейчас качество выросло, а выше планки в 15-20к я прыгнуть не могу.
Рутубу плевать, кроме политпомойки и уже популярных блогеров там ничего не продвигается (ютуб хорошо балансировал рекомендации новичкам, на рутубе по 50 просмотров, не тысяч!), в вк более-менее, что то пытается продвигать на 2к просмотров, там в целом работают над рекомендациями (ведь суть покупки топ блогеров не только в привлечении трафика, но и выращивания своих контентмейкеров) и хаять за это я их не могу.
Однако с проблемами альтернативных российских площадок сталкиваются не только микроблогеры. Популярный блогер Badcomedian* (признан иноагентом), публикующий видеообзоры на фильмы и сериалы, сегодня вообще «объявил войну» VK, потому что сервис блокировал ряд его роликов, и призвал подписываться на Телеграм и Ютуб.
Попутно, раздраженный Бэдкамедиан, в прощальном видео разнес «Газпром» (основной владелец платформы) и РКН, обвинив их в том, что они пытаются управлять блогерами в стиле: «танцуй, обезьянка!».
Пользователи отмечают, что у VK система рекомендаций тоже сильно хромает, площадка продвигает те ролики, которые хочет продвигать, а не те, которые хотят смотреть пользователи.
Экономист и блогер Алексей Антонов (канал «Антонов такой Антонов», 471 тыс. подписчиков) отмечал эту проблему еще в августе 2024 года. И, похоже, что с тех пор ничего не изменилось.
У «VK Видео» очень приличная ежемесячная аудитория за счет интеграции в соцсеть — более 72 млн человек. У Rutube тоже дела идут неплохо — более 70 млн активных пользователей в месяц. Но последний сервис во многом обязан тому, что стал не просто платформой для блогеров, а одним из многих онлайн-кинотеатров с фильмами и сериалами.
Из преимуществ Rutube — коллекция пиратского контента от ушедших из России создателей шоу.
А блогерам, которые не работают с крупными продюсерскими центрами и не укладываются в формат телевизионных шоу, от этого совершенно ни горячо, ни холодно. У одного из самых высокооплачиваемых блогеров России Wylsacom на Rutube только 5598 подписчиков (на YouTube — 11,5 млн), а его ролики на отечественной площадке набирают 1–2 тыс. просмотров. У канала «Научпок» — только 971 подписчик, а ролики набирают считаные сотни просмотров.
Что делать зрителям в такой ситуации? Рекомендовать использовать сервисы обхода мы не будем — это запрещено законом.
Но постарайтесь хотя бы запомнить все названия тех каналов, которые вам хоть как-то были интересны, чтобы найти их в импортозамещенных сервисах. На выдачу в рекомендациях можно не рассчитывать. Только учтите: вам сначала придется самостоятельно отфильтровать фейковые аккаунты блогеров от настоящих.
Есть ли шанс, что российские видео сервисы станут лучше? Есть, но пользователь IT-форума на портале habr.com Кирилл отмечает, что зарубежные сервисы прошли через очень длительную эволюцию, чтобы сейчас предоставлять качественный сервис и контент, который ищет пользователь.
— Я это говорил уже раз 100 и буду говорить еще очень долго — чтобы создать КАЧЕСТВЕННЫЙ отечественный аналог YouTube, надо пройти тот же геморрой, что прошел сам YouTube за почти что 20 лет. Нормальная система рекомендаций, удобная среда для управления своим каналом, активная борьба с накруткой статистики — все это и не только на YouTube строилось БУКВАЛЬНО ГОДАМИ.
И то же самое с Discord и некоторыми другими иностранными сервисами. А ВК в это же время, имея при себе колоссальное количество денег, не спешит вкладываться в создание шедевра из своего «ВК.Видео», не пытается блокировать (в активном режиме) сообщества, запрещенные на территории Российской Федерации, не хочет прислушаться к мнению своей аудитории, не собирается наконец убрать странные требования для получения значка верификации в виде галочки.
Будем ждать 20 лет, чтобы иметь возможность получать качественный образовательный контент?
«Новые Известия» провели опрос подписчиков в нашем телеграм-канале. Большинство пользователей ищут в YouTube полезный контент, аналитику и смотрят фильмы. Вы тоже можете проголосовать в нашем опросе.