Елена Петрова
Вчера власти Краснодарского края, помимо сбора мазута, который уже прибило к берегам черноморских курортов после аварии 15 декабря двух танкеров с 9,3 тысячи тонн топлива на борту, занимались сеансами психотерапии населения. Губернатор Вениамин Кондратьев ходил по пляжу среди одинаково одетых мужчин, которые не торопясь собирали в мешки микроскопические лужицы мазута.
В Москве смотрели те же видео, которые изготовила пресс-служба кубанского губернатора. Иначе зачем помощнику президента по вопросам климата Руслану Эдельгериеву уверенно заявлять, что летом в Крыму в районе Керчи можно будет купаться, а все меры по ликвидации последствий разлива нефти будут приняты?
Когда авария с танкером в том же Керченском проливе случилась в 2007 году и на поверхность моря вылились 1,9 тысячи тонн мазута, власти края назвали происшествие «крупнейшей экологической катастрофой», а президент Путин отправил на место трагедии премьер-министра Зубкова.
Через 18 лет ущерб от разлива будет как минимум в два или даже три раза больше, но никакого премьер-министра на Черноморском побережье не наблюдается. Не слышно даже и о просто министрах, хотя бы профильных, которые бы поспешили на место аварии.
Между тем в социальных сетях распространяются другие кадры. Экологи-энтузиасты снимают километры 30-сантиметрового слоя мазута у берега и рассказывают о невыносимом запахе, который достиг прибрежных поселков, и о несчастных птицах, которых местные пытаются отмыть от масляной пленки. Иначе пернатые погибнут.
Экологи, которые участвовали в ликвидации подобных аварий, говорят, что ущерб можно минимизировать, если начать немедленно откачивать остающиеся нефтепродукты из трюмов танкеров. Чем больше откачают сразу, чем меньше мазута попадет в море. За вчерашний день откачали и собрали 80 тонн мазута. Это ничтожно мало при таком разливе.
Как говорят экологи, мазут может оставаться в воде от нескольких месяцев до нескольких лет. Сейчас ситуация усугубляется тем, что мазутную пленку собирать крайне сложно.
«Волны уже разбили пленку мазута на поверхности и смешали его с толщей воды, что резко снизило эффективность боновых заграждений и плавающего сорбента», — рассказал эксперт «Центра охраны дикой природы» Игорь Шкрадюк.
Боновые заграждения — это пластмассовые буйки, которыми огораживают нефтяное пятно, чтобы пленка далее не распространялась, а сорбент — это вещество, рассыпаемое в воде и способное впитывать нефть и нефтепродукты. Остается одно — собирать мазут с пляжа лопатами, как это делают сейчас тысяча сотрудников МЧС и сотни волонтеров.
Однако и со сбором мазута на пляже не все так просто. Песок впитывает его и извлечь мазут очень сложно. Но, когда придет лето и солнце нагреет пляжи, эти «мины замедленного действия» начнут испаряться, заражая все вокруг.
Часть мазута опустится на дно моря, и каждый новый шторм будет выбрасывать эти комки на берег. Это легко может продолжаться до следующего лета.
Нефтяная пленка неизбежно приведет к гибели птиц, дельфинов, рыб и других обитателей моря и морских берегов. Чтобы отмыть от мазута одну птицу, нужно не менее 45 минут. Биологи предупреждают, что это очень небезопасное занятие и для людей.
По прогнозам биологов, пострадают десять тысяч птиц и половина из них не переживет отравления. Мрачный прогноз дал директор Русского орнитологического общества, кандидат биологических наук Владимир Романов:
«В это время скапливается довольно большое количество птиц, многие прилетают на зимовку — лебеди, поганки, нырки, кулики и многие другие».
Другой орнитолог предупреждает, что у волонтеров есть буквально два-три дня, чтобы спасти пернатых.
«Сильно испачканные мазутом птицы уже не смогут вернуться в природную среду, пока весной не перелиняют. Есть буквально пара-тройка дней, чтобы попытаться собрать на побережье птиц, испачканных мазутом, и попробовать их спасти», — сказал директор АНО «Зеленая цивилизация» Дмитрий Федоров.
Особенно не повезло краснокнижным дельфинам Черного моря. Они вслед за рыбой, которая зимует в Керченском заливе, устремляются сюда. И тут-то их и застала нефтяная катастрофа. Биологи особенно беспокоятся о трех видах: черноморской афалине, белобочке и азовке. От попадания нефтепродуктов на кожу животных у дельфинов образуются ожоги. Если хищники будут есть зараженную рыбу, у них начнут развиваться опухоли, что приведет к ранней гибели и сокращению популяции.
Нефтяные пятна скажутся на популяциях рыб залива — кефали, камбалы и пеленгаса.
В 2021 году ученые Южного федерального университета А. и Е. Кузнецовы опубликовали научную статью о последствиях загрязнения акватории Керченского залива в 2007 году. Первые замеры исследователи сделали сразу после аварии 2007-го и обнаружили повышенное содержание углеводородов в воде. Однако через год и даже два ситуация существенно не изменилась. Нормализация наступила только спустя пять лет, в 2011-м:
«В августе 2008 года и в последующие два летних сезона был выявлен рост концентраций УВ (углеводородов) в прибрежных водах Керченского пролива (до 0.60 мг/дм3). В условиях более высоких температур этот эффект может быть вызван активизацией естественной деструкции мазута, который, несмотря на проведенные очистные мероприятия, сохранился на ряде труднодоступных для техники участков побережья и на Тузлинской дамбе.
При этом в воду могли поступать и растворяться в ней более легкие побочные продукты процесса деструкции. К 2011 году содержание УВ в морской воде Керченского пролива вернулось к фоновому уровню в 0.10–0.20 мг/дм3, наблюдавшемуся до аварии».
Нефтепродукты относятся к канцерогенам, и их проникновение в организм человека, особенно ребенка, тяжело скажется на здоровье подрастающего поколения. Откуда тогда такая уверенность у властей, что все будет хорошо?
В 2024 году в Анапе отдыхали четыре миллиона человек. Очевидно, что некоторые поддадутся на уговоры властей и поедут на пляжи Витязево и другие. Однако будут и такие, кто задумается, а надо ли им такое приключение.
Особого выбора у граждан сейчас нет. Единственное, куда устремятся потоки туристов, — это Крым. Если боевые действия на Украине закончатся, то угроза жизни отдыхающим уменьшится. Однако ясно одно — цены на путевки в 2025 году вырастут не только из-за инфляции, но и из-за того, что люди не захотят рисковать здоровьем — своим и своих детей.
Отдых в 2025 году будет дорогим, а выбор невелик.