Posted 15 декабря, 12:47
Published 15 декабря, 12:47
Modified 15 декабря, 13:51
Updated 15 декабря, 13:51
Елена Петрова
На потерпевших крушение танкерах в Керченском проливе находилось более четырех тысяч тонн мазута на каждом. Один из них переломился по линии сварки после переделки его под класс «река — море». О судьбе топлива на втором пока ничего неизвестно. Если и второе судно даст течь, то в воде окажется 9 тысяч тонн топлива.
Директор природоохранных программ общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов напомнил, что в ноябре 2007 года такой же сильный шторм разломил в Керченском проливе танкер с 5 тысячами тонн нефтепродуктов на борту, и последствия ликвидировали много месяцев:
«Сейчас волны 7 баллов, порывы ветра в станице Тамань до 22 м/с, а в проливе ветер гораздо сильнее, как в аэродинамической трубе. Особенности Керченского пролива таковы, что нефтепродукты может вновь вынести на берега косы Тузла. В условиях зимнего шторма собрать разлив очень сложно. Большой ущерб будет нанесён и окружающей среде и живым организмам, оценить его можно будет только после. Сейчас главное — это спасти моряков».
История экологических катастроф с нефтепродуктами знает немало примеров. В России в 2020 году произошла в Норильске.
В конце мая 2020 года на ТЭЦ-3 в Норильске в реки Амбарная и Далдыкан вытекло почти все содержимое резервуара с дизельным топливом. Как выяснилось, просел фундамент, и солярка устремилась в реки, несущие свои воды сначала в озеро Пясино, а из него — в Карское море. Как выяснилось, в водную систему попало 20 тысяч тонн нефтепродуктов.
Власти, как водятся, в первые дни отрицали экологическую катастрофу. Однако солярка все-таки попала сначала в озеро Пясино, а потом и в реку. В реке Пясина очень быстрое течение с высоким уровнем воды. Из-за этого ликвидаторам было невозможно извлечь дизель. Часть его осела на дне, угрожая хрупкой экологии северных водоемов, а часть попала в Карское море.
Сначала «Норникель» оспаривал сумму ущерба, которую назвали в Росприроднадзоре — 147,7 млрд рублей, и предлагал в качестве компенсации 21,4 млрд. Однако в феврале 2021 года Красноярский арбитражный суд согласился с надзорным органом и вынес постановление о выплате 146 млрд. Компания не стала оспаривать решение суда и расплатилась с федеральным бюджетом и частично — с муниципальным бюджетом Норильска.
Если действительно подтвердится информация о том, что танкерам было более пяти десятков лет или их судоходность не поддерживалась надлежащим образом, владельцу пермской компании «Кама Шиппинг» стоит приготовиться к решению проблем с экологическими ведомствами.
Самый большой в истории разлив нефти произошел в 1991 году в Персидском заливе. Он произошел во время первой иракской войны в Кувейте. Аварию устроили иракские военные, которым пришлось отступать в Кувейте. Они обстреляли несколько вышек и открыли вентили нефтяных скважин и колодцы. В Персидский залив попало 1,2 млн т нефти.
При отступлении солдаты Саддама Хусейна подожгли нефтяные скважины, которые горели потом 9 месяцев.
Погибли десятки тысяч обитателей залива. Из-за дыма пилоты транспортного самолета из Саудовской Аравии не смогли посадить самолет, поэтому погибли 90 человек на его борту.
Власти трех стран — Кувейта, Турции и ОАЭ — ликвидировали последствия в течение 10 лет, и все это время в регионе выпадали черные «нефтяные» дожди.
20 апреля 2010 года на нефтяной платформе Deepwater Horizon, принадлежащей BP, произошел взрыв и пожар. Погибли 11 нефтяников и 17 человек пострадали. 800 тысяч тонн нефти вылилось в море в 80 км от американского штата Луизиана. Компания и спасатели долго не смогли заблокировать нефть, выходящую из скважины, в результате образовалось нефтяное пятно на 75 тысячах кв км.
Англичане предложили заплатить американскому правительству 4,5 млрд долларов за экологический ущерб, однако в 2016 году суд в Новом Орлеане постановил выплатить штраф и компенсацию в размере пости 21 млрд долларов, и это не считая выплат отдельным компаниям и физическим лицам. В общей сложности ВР выделила 55,5 млрд долларов на все выплаты, но менеджеры не были уверены, хватит ли этих денег.
В 1992 году в Узбекистане взорвалась скважина на на месторождении Мингбулак в Ферганской долине. Вылилось 285 тысяч тонн нефти. Скважину не могли потушить 2 месяца.
Все вокруг этой катастрофы осталось неизвестным — почему произошел взрыв, каков был экологический ущерб, кто был виноват.
Известно только одно — этот разлив был крупнейшим сухопутным разливом на территории Азии.