Виктор Левин
Объявление на Авто.ру более чем лаконично, — продается, дескать, тот самый «Мерседес» Штирлица и этим все сказано. Пробег ничтожный — 50 000 км за 86 лет.Поэтому раритет «не требует ремонта».
Если разделить показания одометра на годы, получится 581 км. Можно предположить, что после съемок в сериале про Штирлица машина стояла в качестве коллекционного экспоната, но вряд ли она была таковой с момента выпуска в 1938 году и последующего приезда в СССР в качестве трофея. Ее конечно же ремонтировали, но нынешняя версия во многом не соответствует оригиналу. А от этотого совпадения зависит цена олдтаймера.
Четыре года назад журналист и эксперт по ретроавтомобилям Глеб Рачко из канала Time Machines тестировал «мерседес» Штирлица. И если снаружи, не считая ржавых колесных дисков, машина была вполне целой, то салон представлял собой печальное зрелище.
Прикрученные саморезами красные дверные карты контрастировали с коричневыми сиденьями, рулевая колонка облезла, потолок сзади отвалился, а по передней стойке шли явно «колхозные» провода.
Впрочем, надо отдать должное раритету. «Мерседес» легко заводился и уверенно ехал.
Еще один вопрос — к уникальности экземпляра. Известно же, что за два года съемок в начале 70-х годов прошлого века Тихонов — Штирлиц использовал четыре «мерседеса» в 142-м кузове. Поэтому и уникальность каждого составляет, грубо говоря, лишь 25 процентов. И для покупателя нет гарантии, что спустя время на авторынке не появятся три других «конкурента» на легендарность и экслюзивность.
А они, кстати, имели свои отличия. У одной машины (ее снимали в Москве) задний бампер стоял от «Победы». Когда ее привезли в Берлин, то случилась поломка мотора, и киногруппе пришлось искать замену в ГДР. Московское авто отправили железной дорогой обратно, но при выезде с платформы она въехала в грузовик ЗИЛ.
Уже тогда «Мерседес» не представлял никакой коллекционной ценности. Ее владелец честно признается, что старался сохранить лишь внешнее подобие, а мотор и коробку передач поставил от «Волги», фонари от ЗИМа. Однако машина сохранила родную немецкую подвеску! Хоть и скрипела на поворотах и ямах, а работала!
Вторую машину снимали в Риге, арендуя ее у латышского владельца. Третью взяли у немецкого коллекционера во время съемок в Берлине. А вот четвертая была реквизитом «Мосфильма», и она вообще не могла ездить. Тихонова — Штирлица снимали в ней на фоне бегущих за стеклами кадров.
Говорят, что мосфильмовский недвижимый экземпляр продали московским реставраторам, и те делают из нее настоящий олдтаймер.
Внешне автомобили Штирлица отличались дворником стеклоочистителя. У «главного» экземпляра дворник был один и располагался с правой стороны лобового стекла. У машины из Риги щетка стояла посередине, а мосфильмовский авто имел два дворника. Именно поэтому в известной сцене, когда Штирлиц спит в «Мерседесе», герой засыпает под Ригой, а просыпается в Москве. Чего большинство зрителей, конечно, знать не могли.
Ну, а с выбором «Мерседеса» в качестве средства передвижения советского разведчика Исаева связана еще одна история. По роману Юлиана Семенова, он должен был ездить на более роскошном «Хорьхе». В Москве начала 70-х годов такая машина на ходу была только у коллекционера Ломакина. И тот не согласился отдать ее на два года съемок.
Вместо «17 мгновений весны» раритет уехал на более быстрые съемки комедии «Здравствуйте, я ваша тетя».