Posted 28 ноября, 10:00
Published 28 ноября, 10:00
Modified 28 ноября, 10:02
Updated 28 ноября, 10:02
Мария Соколова
Власти старательно пытаются убедить людей, что непрерывно ускоряющийся обвал рубля относительно доллара на 15,6% за две последние недели — это норма.
Дмитрий Песков успокаивает людей старой мантрой о том, что зарплаты начисляются в рублях, а значит, курс доллара совершенно не важен. Министр финансов Антон Силуанов, в свою очередь, утешает открывающимися перспективами для экспортеров.
— Я не говорю, что он хороший или плохой. Просто говорю, что сегодня (курс. — Прим. ред.) для экспортеров очень-очень даже способствующий экспорту.
А Ассоциация туроператоров России (АТОР) обещает небывалый поток иностранных туристов, которые прибудут в РФ благодаря привлекательным ценам.
В общем, все просто прекрасно, но в итоге россиянам придется жить с дешевым рублем и покупать подорожавшие товары. Девальвация рубля — это прямой путь к росту розничных цен.
Если бы отечественная промышленность могла обеспечить граждан всеми необходимыми товарами и мы никак не зависели бы от импорта, то тогда действительно о курсе рубля можно не переживать. Но разве это так? Федеральная таможенная служба отчитывается о том, что за девять месяцев 2024 года таможенные платежи выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,5%, притом что три четверти из них пришлись на сборы с импорта.
Проведение налогового маневра резко сократило экспортные поступления в бюджет. В Россию продолжают поступать в большом количестве и товары массового потребления, и сырье, и оборудование. Хотелось бы иначе, но более 50% промышленных предприятий так и не смогли найти альтернативных отечественных поставщиков.
Падение рубля больно бьет и по промышленности, и по населению, а заодно нивелирует все попытки ЦБ побороть инфляцию высокой ключевой ставкой. Если бы все было так хорошо, то ЦБ не принимал бы срочного решения о приостановке до конца 2024 года покупки иностранной валюты в зеркалирование регулярных операций Минфина ЦБ. А вот продажи валюты из ФНБ, наоборот, продолжатся. Эта мера должна хоть как-то поддержать рубль.
Подобного резкого обрушения рубля не ожидал, пожалуй, никто. Такие темпы падения последний раз наблюдались в 2022 году, когда началась СВО и западные страны обрушили на Россию свои санкции. Однако ничего не бывает без причины.
Первая версия — это ввод санкций против Газпромбанка. Такого мнения придерживается профессор Финансового университет при правительстве РФ Александр Сафонов.
— Это (увеличение курса доллара. — Прим. ред. URA.RU) связано в первую очередь с политическими факторами, в связи с введением санкций против Газпромбанка, который являлся единственным, скажем так, оператором по расчету за наш газ экспортируемый.
Такого же мнения придерживается аналитик Дмитрий Михайличенко. Также он предупреждает, что выход из затруднительной ситуации займет немало времени.
— Главная причина падения рубля в моменте — это санкции против Газпромбанка, через который в страну идет (шел) основной поток валюты. Альтернативные каналы будут выстроены, но не быстро. Возможно, ситуация затянется на несколько месяцев. И это будет сложный период для экономики.
Аналитики Telegram-канала Spydell_finance приводят еще несколько причин стремительного ослабления рубля. Одна из них — это вывод валюты из РФ иностранцами, которые закрывали свои инвестиционные проекты: до 12 октября действовало разрешение Минфина США на проведение сделок с Россией. На это наложились проблемы с возвратом валютной выручки в РФ. Экспортеры продают свои товары и услуги, но валюта так и остается за границей. Все это создало критический ее дефицит на внутреннем, отечественном рынке.
Но почему ЦБ отреагировал только сейчас? Рубль стабильно дешевеет с начала сентября 2024 года. Проблемы с обменным курсом наблюдались очень давно. В последние дни падение просто ускорилось.
В начале осени доллар на торгах стоил 87,1 рубля, теперь — 113 рублей. Девальвация почти на треть случилась не по щелчку пальцев в один момент. Финансовый аналитик Дмитрий Михайличенко считает, что таким образом власти ставят эксперимент над народом.
— Это эксперимент. Называется «свободное падение». Отпустили курс и смотрят, что из этого выйдет и как будет реагировать молчаливое большинство. Паники нет? Недовольства мало? «Россиян курс не волнует». Продолжаем эксперимент. И все-таки этот эксперимент со свободным падением рубля — не от хорошей жизни. И такое экспериментаторство усиливает негативные ожидания относительно социально-экономического кризиса в стране.
Эксперты полагают, что падение рубля в скором времени должно замедлиться. По крайней мере, власти должны приложить к этому все усилия. Экономист Алексей Антонов предупреждает, что чрезмерная девальвация несет в себе массу рисков.
— Вы тогда меня спросите, если дорогой (дешевый. — Прим. ред.) рубль так круто, то почему тогда не сразу 200? Сразу 200 будет не очень, потому что тогда слишком сильно пострадают импортеры (тот же условный АвтоВАЗ не купит какой-нибудь станок и конкурентную борьбу точно не выиграет). А еще граждане будут сильно расстраиваться, т. к. «Айфон» и телевизор дорогие и даже на Турцию денег теперь не хватает. А это не очень хорошо для политического рейтинга, поэтому пусть лучше граждане расстраиваются постепенно.
А Дмитрий Михайличенко напоминает, что необходимо учитывать развитие отношений с западными странами. Слабым на мировой арене нет места.
— В условиях подготовки к переговорному треку вряд ли уместно признавать, что экономика настолько уязвима. Тем более и Евросоюз готовит новый пакет санкций.
Михайличенко ожидает, что в итоге власти нормализуют курс в районе 105 рублей за доллар и 110 рублей за евро. По крайней мере, такая нормализация может продлиться несколько месяцев.
Что будет дальше? Пока таких долгосрочных прогнозов не дает никто — нельзя исключать нового этапа свободного падения. В любом случае подорожания товаров, в том числе импортных автомобилей, уже не избежать.