Posted 27 ноября, 14:02

Published 27 ноября, 14:02

Modified 28 ноября, 00:49

Updated 28 ноября, 00:49

Рост курса доллара и евро приведет к повышению цен на автомобили в России

«НИ» посчитали, насколько из-за обвала рубля подорожают автомобили в России

27 ноября 2024, 14:02
Фото: 1MI. Рост курса доллара и евро приведет к повышению цен на автомобили в России

Резкий рост доллара и евро изменит цены на машины

Доллар на торгах уже поднялся выше 110 рублей, евро подбирается к 120 рублям! «НИ» выяснили, как изменение валютных курсов повлияет на стоимость автомобилей в России.

Мария Соколова

Министр финансов Антон Силуанов на днях заявил, что текущий курс рубля благоприятно сказывается на объемах экспорта из РФ. Что ж, порадуемся за экспортеров. С импортом же ситуация с точностью до наоборот. Тем более что это не доллар с евро сами по себе отправились в рост, это рубль падает относительно всех других валют, включая китайский юань.

Еще в начале сентября юань стоил 12,3 рубля, а теперь за него на торгах просят более 15 рублей. Китайская валюта в течение осени повысилась на 23,3%! Такие перемены не могут не сказаться на автомобильном рынке. «НИ» посчитали, насколько в ближайшее время подорожают машины из-за обвала рубля.

Как подорожают китайские автомобили

Любое движение курса рубля сказывается на отечественном авторынке, ведь на «Ладу» по итогам десяти месяцев 2024 года пришлось только 27,25%. Остальные 72,75% рынка почти целиком заняты иномарками, преимущественно китайскими.

Чтобы понять, как сильно могут подорожать автомобили, посчитаем разницу на примере самой популярной импортной модели в РФ — Chery Tiggo 7 PRO Max.

В октябре 2024 года компания Chery уже повышала цены на эту модель на 50 тыс. рублей, а в ноябре снизила рекомендованные розничные цены на 90 тыс. рублей, отменив при этом прямую скидку на 100 тыс. рублей. Проще говоря, в ноябре машины подорожали на 10 тыс. рублей, только изменился принцип привлечения покупателей.

По состоянию на 27 ноября 2024 года Chery Tiggo 7 PRO Max без учета скидок за трейд-ин и кредит стоит 2,73–3,32 млн рублей. Но какая часть в этой сумме приходится на валютные платежи, а какая на рублевые?

Независимый автомобильный эксперт Сергей Асланян* утверждает, что 50% стоимости иномарок приходятся на различные пошлины, акцизы и налоги, которые платятся в бюджет РФ.

В реальности цена формируется несколько сложнее. К Китае тоже продается аналогичная модель Chery — там она стоит 74,9-96,9 тыс. юаней. Допустим, цены на машины для России формируются исходя из розничных цен в КНР. Для примера берем максимальную комплектацию — она наиболее близка к тем версиям, что продаются в РФ. Базовые версии отличаются мотором и коробкой передач.

В начале осени 96,9 тыс. юаней — это было примерно 1,2 млн рублей. При ввозе автомобиля юридическим лицом надо сразу заплатить НДС по ставке 20% — это еще плюс 240 тыс. рублей. Поскольку машина отправляется с завода в КНР, необходимо учесть стоимость доставки, которая также зависит от курса валют. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) год назад оценивала стоимость доставки легкового автомобиля из Китая в Москву в 18 460 юаней. За последний год проведение платежей осложнилось, цены подросли из-за инфляции. Предположим, что сейчас доставка автомобиля в Москву обходится в 20 тыс. юаней.

Получается, что платежи, привязанные к юаням, за Chery Tiggo 7 PRO Max составляют 140 280 юаней. В сентябре при пересчете по курсу выходило примерно 1,725 млн рублей, а теперь — 2,128 млн рублей. Прибавка более 400 тыс. рублей!

И не забываем, что с октября на самые популярные модели машин утильсбор повысился на 255,6 тыс. рублей. Если рубль не окрепнет и его курс остановится на нынешних значениях, то себестоимость самых продаваемых в РФ иномарок вырастет примерно на 650 тыс. рублей. А повышение цен в рознице, напомним, составило только 60 тыс. рублей.

Сколько дилеры зарабатывают на продаже машин

Повышать цены сразу на 500–600 тыс. рублей — это приговор всем продажам новых машин. С таким подорожанием продажи просто встанут, считают эксперты.

До сих пор накрутка цен от импортеров и автодилеров позволяла сдерживать рост стоимости. В начале осени 2024-го к 1,725 млн рублей за Chery нужно было еще прибавить 8530 рублей таможенного сбора, пошлину на 195 006,15 рубля, акциз на 8700 рублей и утильсбор на 300 600 рублей. Итого стоимость машины без накруток продавцов составляла 2,237 млн рублей. Продавалась же она за 3,26 млн рублей. Итого около 1 млн рублей оседало в карманах импортеров и дилеров.

После повышения утильсбора и розничных цен их аппетиты снизились до 800 тыс. рублей. Теперь курсовая разница съест из них еще 400 тыс.

Продавцы и после падения курса рубля работают не за бесплатно. Но как долго они смогут (и захотят) удерживать прежние цены, хватит ли оставшейся маржи на содержание традиционных для России огромных дилерских центров с блестящими шоурумами?

Все зависит от того, как рубль поведет себя дальше. Если будет надежда на стабилизацию курса, продавцы могут пожертвовать своей прибылью ради стабильности продаж. Если же рубль закрепится на новом пробитом дне, то продавцы будут вынуждены постепенно компенсировать потерю 600 тыс. рублей на каждой машине, повышая розничные цены.

*Признан иностранным агентом в Российской Федерации

Подпишитесь