Виктор Левин
В том, что овчинка стоит выделки, убеждают ставки утильсбора, которые к утилизации старых авто никакого отношения не имеют, но позволяют существовать АвтоВАЗу.
Если вы, например, решили купить в Германии для себя лично «Фольксваген Пассат» 2017 года за 7300 евро с дизелем на 1,6 литра и мощностью 120 л. с., то калькулятор растаможки покажет финальную цену в 1 394 085,08 рубля, из которых утильсбор составит всего-то 5200 рублей, а таможенная пошлина — 601 580 рублей.
Но ежели вы назвались лицом юридическим либо захотите перепродать «Пассат» в течение года, то утильсбор вырастает почти в 40 раз — до 978 200 рублей. Заодно государство возьмет с вас и НДС в размере 233 860 рублей, и акциз 6960 рублей. Итого цена старого «Фольксвагена» с пробегом за 300 000 км взлетает до 2 384 460,79 рубля.
Много?
Но дальше — больше.
Наша справка.Ставка утилизационного сбора для автомобилей с объемом двигателя от 1,0 до 2,0 л увеличится с текущих 556 000 рублей в ноябре 2024 года до 667 000 рублей в 2025-м. Для моделей с объемом двигателя от 2,0 до 3,0 л ставка в 2024-м достигнет 1 875 600 рублей, для автомобилей с двигателями от 3,0 до 3,5 л сбор увеличится до 2 153 400 рублей, для автомобилей с двигателем объемом свыше 3,5 л — до 2 742 300 рублей.
Однако не стоит впадать в отчаяние. Для особо бережливых граждан государство оставило маленькую лазейку с небольшим утильсбором в 5300 рублей для машин с моторами до трех литров. При этом простейший запрос в «Яндексе» выдает кучу посредников, которые уже через 4-7 дней доставить в Москву практически любой автомобиль «из Европы». И тебе не надо бежать за Шенгенской визой, искать обходные пути в страны ЕС, думать о переводе рублей в евро, и те же услужливые товарищи достанут ПТЭС и поставят машину на учет в ГАИ. Достаточно лишь подписать договор с фирмой профессиональных перегонщиков.
Вот, к примеру, захватывающий дух ТГ-канал белорусских «профессионалов», работающих для граждан соседнего союзного государства. В числе предлагаемых вариантов — две сотни автомобилей из Германии — разумеется, не битых, не утопленников, некрашеных и с реальными пробегами (в основном до 100 000 километров по ровным немецким автобанам и с регулярным обслуживанием).
А цены? Они бальзам на душу бережливого россиянина… Volkswagen Passat, 1,6 2019 года — всего-то один миллион рублей. Mercedes-Benz C180 2019 года, конечно, дороже — 1 470 000 рублей. Нет денег на люксовую тачку? Вот тебе 5-летний Kia cee'd за 850 000 рублей. Нужна рабочая лошадка в идеальном состоянии? Так возьми Ford Transit за 1 550 000…
А ведь для гурманов авторынка есть и совсем свежие авто возрастом 2-3 года и пробегами до 20 000 км. За новейший электрический Nissan X-trail просят аж 2 300 000 рублей.
Выгоду от таких предложений легко понять, если тупо вбивать в поиск «Авто.ру» или «Авито» названия и год выпуска автомобилей. Разница в ценах в два, а то и в три раза гарантирована.
И что дальше? Вы еще сидите на диване? Не перевели деньги в братскую Беларусь, готовясь к ожиданию растаможенной покупки в Москве?
Нет, мы не просто так сидели на диване, а задались коварным, как ядовитая гадюка, вопросом: если братья из Беларуси готовы доставить в столицу РФ «Пассат» за один миллион рублей (около 10 000 евро), то за сколько они его купят в Германии?
Для проверки цен на авто с пробегом открываем крупнейший в Европе портал https://www.mobile.de/ru и задаем в поиске тот самый дизельный «Пассат» 2019 года.
Результат шокировал. В самой Германии цены начинались от 20 000 евро и нередко уходили и на четвертый десяток. Самая низкая цена на машину нашлась в Италии — 10 900 евро.
Допустим, что белорусы со своим автовозом готовы отправиться на Апеннинский полуостров и купить мне самый дешевый «Пассат». Теперь открываем калькулятор российской таможни и считаем затраты. Получается 1 770 073,28 рубля.
Это прямые затраты покупателя, не считая неизбежных затрат на доставку машины до Москвы и прибыль перегонщиков.
Этот же калькулятор позволяет высчитать, за какую сумму в евро должны были купить машину в Европе наши «партнеры», чтобы уложиться в обещанный миллион рублей.
За три тысячи евро, и никак не больше!
На вопрос, где же «профессионалы рынка» находят столь дешевые автомобили, ответ был интригующим, но неубедительным:
— Мы ищем машины у частных лиц, а не у официальных дилеров.
Ежели рассмотреть фото автомобилей с их ТГ-канала, то увидеть площадки и салоны именно дилеров несложно.
Частные лица — это рядовые немцы, французы, итальянцы… И они так легко расстаются с 5-летними автомобилями? Да ничуть не бывало. Давно знакомая немка, у которой 10-летний «Гольф», от души посмеялась, когда узнала, что свежий «Пассат» можно купить за три тысячи. И вообще, сказала она, с 2020 года автомобили в ЕС резко выросли в цене.
Очевидно, что мои белорусские товарищи оказались лжецами. Возможно, что они на самом деле занимаются перегоном машин в Россию. Но явно по другим ценам и тарифам, которые не указаны в первоначальном предложении. Значит ли это, что на рынке все такие?
Нет. Есть и вполне себе честные бизнесмены с многолетним опытом и проверенной репутацией. Саморекламой они занимается и без нашей помощи, поэтому называть фирмы не будем.
Но есть признаки, по которым ваша сделка будет более безопасной.
Во-первых, с самого начала никто не скрывает цены и состояния выбранного автомобиля. И берут их именно у дилеров, которые в той же Германии продают только обслуженные машины с полной технической историей.
Во-вторых, честные профессиональные посредники сами отвечают за проданный автомобиль в виде юридических гарантий. И вы как заказчик находитесь с ними в одном правовом поле. Отнюдь не случайно, что ответственные посредники не занимаются машинами старше пяти лет, — слишком много рисков напороться на неприятности.
В-третьих, все платежи по сделке прозрачны. И вы точно понимаете, сколько платите за машину, каковы таможенные и прочие платежи в бюджет и сколько стоят услуги посредника.
Однако при таких условиях манящий флер дешевизны рассеивается при первом общении. И вдруг выяснится, что обещанная белорусами Honda CR-V за два миллиона рублей обойдется в 45 000 евро, или 4 600 000 рублей.