Губернатор Гладков рассказал, что уже три года Белгородская область живет в тяжелой оперативной обстановке. И сейчас ситуация легче не становится. Но сказать, может ли повториться 30 декабря 2023 года, когда из-за обстрела Белгорода погибли 25 человек, а больше сотни были ранены, или «курский сценарий», невозможно.
«Риски как были, так все они и сохраняются, это очевидно. С учетом в том числе и той информации, которую стали распространять международные СМИ», — резюмировал он.
Недавно страны Запада и Европы разрешили Украине использовать дальнобойные ракеты для ударов по российским объектам.
Гладков не стал комментировать возможность прорыва ВСУ через границу, как это произошло в Курской области в начале августа, потому что не имеет права анализировать ситуацию у соседей, так как отвечает за вверенный ему регион — Белгородскую область.
При всех существующих угрозах в прифронтовом регионе и задачах, связанных с восстановлением после ударов врага, в области параллельно идет реализация обычных мирных планов. Строятся новые школы и капитально ремонтируются старые, закупается коммунальная техника, обновляется система водоснабжения. Область активно участвует в федеральных программах, в том числе по модернизации здравоохранения, развития сельских территорий, поддержке бизнеса. А система образования, несмотря на все трудности удаленки, должна со временем стать одной из лучших в стране.
Губернатор рассказал, что в 2021 году во всех школах региона запустили непрерывное IT-образование. Для этих целей в Белгороде позже открыли «Школу 21» и планируют открыть IThub, где ученики будут обучаться за счет бюджетных средств.
Работать он начнет в сентябре 2025 года. Тогда Белгород станет первым городом в России с бесплатным обучением в таком колледже — это условие выдвинул Гладков для людей с местной пропиской, которые после выпуска останутся работать по профессии в регионе.
Еще одним важным направлением станет расширение проекта «Бригантина „Белогорье“» — в детском лагере в Крыму в 2026 году начнут строить вторую очередь.
Новые площадки появятся на пустующем рядом с нынешним санаторием участке. В четырех корпусах в смену смогут отдохнуть до 500 человек, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья.
Гладков предложил сделать лагерь похожим на гавань с зашедшими в нее кораблями. Кроме жилых корпусов, там оборудуют мастерские, где дети смогут освоить новые навыки, фонтаны, арт-объекты с интерактивом, амфитеатр, смотровые площадки и фабрику мороженого.
Губернатор сообщил, что большие объемы стройки на территории более десяти гектаров планируют выполнить за три года. В перспективе «Бригантина „Белогорье“» сможет принимать в своих стенах до 800 детей за смену и до 12 тысяч человек в год.
В Белгородской области сформировали отряды самообороны, которые помогают в обеспечении безопасности и при обстрелах приграничья. Во второй половине 2024 года появился отряд «Барс-Белгород» с добровольцами по контракту с Минобороны РФ. По словам губернатора Вячеслава Гладкова, они охраняют важные объекты, но могут привлекаться к вывозу населения в случае ЧС. Третье формирование — СГУП, созданный при взаимодействии с Росгвардией, получил название «Орлан» в честь вида птицы, которая обитает в регионе.
При этом губернатор подчеркнул, что публично перечислить абсолютно все задачи, которые выполняют бойцы формирований, он не может.
Журналист спросил губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова: «В самооборону входят шесть тысяч человек, не имеющих прямых договоренностей с федеральными силовыми структурами. Что это за люди? Мужики с палками?»
Губернатора фраза задела, он заявил, что в других регионах, может, и есть мужики с палками, а «у нас другая культура защиты своей земли». По словам губернатора, необходимо самим увидеть, чем занимаются эти люди, как днем работают, а вечерами спасают других, часто рискуя жизнью.
Журналистка «Бел.Ру» Алена Мальцева спросила, является ли вступление чиновников в «Барс-Белогород» PR-акцией для привлечения в отряд большего числа людей.
«Нет никаких сомнений в том, что мы делаем. К тем, у кого создается впечатление, что это пиар, запишитесь в „Барс“ на месяц, пройдите подготовку, и в течение двух дней все сомнения уйдут», — ответил губернатор.
В отряде «Барс» сейчас почти тысяча человек. Гладков добавил, что число его подчиненных, пожелавших вступить в отряд, превышает возможности дать согласие.
Самооборона и другая работа на местах по устранению последствий — это одно, а ее финансирование — другое. Гладков рассказал, что только федеральная помощь за годы СВО превысили 40 миллиардов рублей. Например, за пределами региона на федеральные деньги смогли отдохнуть более 60 тысяч белгородских детей. Сам регион на расходы, связанные с СВО, потратил 19 миллиардов. В этой сумме есть также средства, которыми помог бизнес.
Одним из главных вопросов стало создание в регионе свободной экономической зоны. Гладкову задали вопрос о том, что темпы подачи заявок на вступление в нее не такие высокие, как ожидалось.
Губернатор ответил, что уже в федеральное правительство отправили пять заявок и белгородские предприятия стали первыми, от кого эти заявки поступили из всех регионов приграничья, где вводится СЭЗ, хотя в той же Брянской области ситуация куда спокойнее.
Вопрос для нас очень важен. Единственное, с чем с вами не согласен, я не считаю, что пять заявок, которые сейчас поступили в Министерство экономического развития, это мало. С учетом того что у нас с вами сейчас в Шебекино разрушено почти 5 тысяч домов и квартир. Даже теоретически предположить, что у нас встанут в очередь предприятия, которые пойдут строить заводы-фабрики на этой территории, это невозможно, нереально. Такого просто не будет в ближайшее время», — ответил Гладков.
Губернатор отмечает, что правительство уже обратилось к федеральным властям, чтобы появился рабочий механизм, который мог бы снизить затраты для предприятий на восстановление. Функции СЭЗ увеличили, теперь в бизнес можно и инвестировать.
Гладков также отметил, что, несмотря на оперативную обстановку в последние три года, с 2021-го в целом бизнес инвестировал в Белгородскую область 818 миллиардов рублей.
Крупнейший белгородский холдинг «Агро-Белогорье» Владимира Зотова поглотила компания «Русагро». Журналисты поинтересовались у губернатора, не считает ли он это рейдерским захватом?
Гладков ответил, что ему о возможности слияния бизнесов почти год назад сообщил сам Владимир Зотов, бывший основной владелец «Агро-Белогорья». А само «Русагро» планирует перевести часть активов в Белгородскую область, что даст дополнительных четыре миллиарда рублей налогов в следующем году. Это кроме тех, что заплатит продолжающее работу «Агро-Белогорье».
«Но все-таки здесь я как руководитель региона. Не участник переговоров или решений. Это собственники. Одно дело — когда агрессия идет со стороны, второе дело — когда решается внутри», — пояснил Гладков.
Гладкова также спросили, получал ли он предложения о другой работе. Губернатор ответил, что сам никогда не просил себе новую должность и за время работы в регионе никаких предложений ему не поступало.
Также он отметил, что руководитель может работать в должности максимум два срока. Говоря о своих планах, сказал, что среди проектов, которые сейчас рассматриваются, многие с дальней перспективой — на срок до семи лет. Это может означать, что Гладков намерен остаться в должности губернатора на этот период.
Итоги четырехлетней работы Гладкова подводил не только он сам, но и эксперты-политологи.
Так, Павел Данилин написал, что для Гладкова период СВО — только один из этапов работы, а в начале от него требовалось не нарушить управляемость в регионе и обеспечить экономическое развитие.
Научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев сделал акцент, что работа Гладкова сейчас во многом зависит от внешних факторов и губернатор с ними справляется. Госфинансирование тут выступает поддержкой, но главный инструмент достижения результата — организация эффективного управления.
Политтехнолог Алина Жестовская назвала Гладкова одним из самых популярных губернаторов и «эталоном того, как отрабатывать медийку». Она с интересом ждет, как Гладков из образа «военного» губернатора вернется к образу губернатора-хозяйственника.
Илья Гращенков добавил, что главный итог работы Гладкова — баланс между мирной и военной повестками. При Гладкове одновременно восстанавливают разрушенное жилье, но в то же время привлекают инвестиции и даже строят новые парки.
Кроме околовоенной, в работе на будущее у нынешнего губернатора политолог отметил и вторую составляющую — повестку динамично развивающегося промышленного и сельскохозяйственного региона.