Новый опубликованный документ обновил президентский Указ «Об основах государственной политики РФ в области ядерного сдерживания» от 2020 года. Большинство положений в документе совпадают, но есть и отличия. Касаются они главы II «Сущность ядерного сдерживания» и главы III «Условия перехода РФ к применению ядерного оружия». Отныне:
Разумеется, изменения доктрины связаны с ходом СВО. Неядерную Украину поддерживает блок НАТО, в который входят ядерные государства. Удары по российским военным объектам высокоточным оружием НАТО могут фатально повлиять на планы наступления армии РФ.
Отметим еще один элемент. В новом документе отсутствует упоминание обязательств России в международных договорах о нераспространении.
Это неудивительно — система договоров начала разваливаться еще при первом президентстве Дональда Трампа, а добили ее уже в период СВО. В феврале 2023-го Путин подписал закон о приостановке участия РФ в Договоре о сокращении наступательных вооружений.
Расширился список военных угроз. Добавились сразу четыре идущих друг за другом положения:
В этом пункте также хорошо прослеживаются актуальные примеры. Разговоры об угрозе приближения натовской военной инфраструктуры к российской территории звучат с самого начал украинского кризиса в 2014 году.
Такие аргументы приводились и во время крымских событий. Под «действиями, направленными на изоляцию части территории РФ», можно, помимо прочего, понимать попытки ВСУ перерезать сухопутный коридор в Крым. Во время неудачного украинского контрнаступления в 2023 году это была одна из основных задач украинской армии.
Мы видим отсылку и к атакам на ЗАЭС, и на энергетическую инфраструктуру. К слову, МАГАТЭ отмечает удары по ЗАЭС, но утверждает, что не может установить, кто именно их наносит.
В пункте об учениях можно увидеть и «привет» новоиспеченным членам НАТО — Финляндии и Швеции. 4 ноября в Финляндии начались крупные артиллерийские учения стран НАТО. Стрельбы продлятся до 28 ноября. А вчера был дан старт морским маневрам блока, которые пройдут в южной части Финляндии и на Северной Балтике.
Самая интересная и важная глава — «Условия перехода РФ к применению ядерного оружия».
Тезис, согласно которому российский ядерный потенциал можно пустить в ход в случае угрозы существования РФ в результате атаки конвенциональными вооружениями, дополнился.
Напомним, что с 2023 года на территории Белоруссии находится российское тактическое ЯО. В мае–июне российские и белорусские военные провели совместные учения. Но сейчас речь идет не только о безопасности Минска.
Изменения демонстрируют снижение «ядерного порога» — расширение условий, при которых может применяться ядерное оружие, а также увеличивают спектр тех угроз, на нейтрализацию которых может быть направлено ядерное сдерживание.
Эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай» Дмитрий Стефанович обратил внимание на то, что новая доктрина должна произвести сдерживающий эффект на глобальных оппонентов РФ.
«Как и с любой декоративной политикой есть некий ожидаемый сдерживающий эффект, что люди с другой стороны будут оценивать свои действия с некой оглядкой. При этом никакого автоматизма в документе не присутствует. Это документ, в котором прописаны условия, но не содержится утверждение, что если происходит „А“, то сразу произойдет „Б“, — сказал специалист. — Кроме того, безусловно, на текст документа оказала влияние общая ситуация в сфере международной безопасности на глобальном уровне, в ядерной сфере, обсуждение такого наращивания, возможное появление новых ядерных держав».
По мнению специалиста, в ближайшее время можно ожидать внесения изменений в доктрины других ядерных держав. В частности, из США уже доносились подобные заявления, а смена администрации Белого дома лишь увеличивает вероятность нововведений в ядерной сфере.