Posted 9 октября, 08:35
Published 9 октября, 08:35
Modified 9 октября, 08:37
Updated 9 октября, 08:37
Андрей Берец
Андрей Краснобаев
За неделю до встречи контактной группы НАТО по военному содействию Украине в формате «Рамштайн» в Германии, где будет рассмотрен вопрос о разрешении ВСУ бить высокоточным западным ракетным оружием по территории России, министр иностранных дел Сергей Лавров пригрозил альянсу «ответными мерами».
«Как только оно будет принято (решение НАТО. — Прим. ред.), если оно будет принято, мы об этом узнаем, и схема, которую упомянул Владимир Путин, будет уже находиться в действии», — заявил 8 октября Сергей Лавров.
Разрешение на удары западным оружием вглубь РФ — вопрос настолько серьезный, что даже стал одной из причин, заставившей Москву изменить свою ядерную военную доктрину. Глава российского государства Владимир Путин прямо упомянул массированный удар крылатыми ракетами как основание для Москвы задуматься над ядерным ответом. Упоминались и беспилотники, и боевые самолеты.
Массированные атаки БПЛА с тех пор уже были. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков призвал тогда не воспринимать новую ядерную доктрину слишком буквально.
А вот от разрешения на применение дальнобойных ракет по России Запад как будто бы удалось отвадить. От поездки на «Рамштайн» 12 октября уже отказались президент США Джо Байден и госсекретарь Блинкен.
В западных странах считают, что риски от подобного решения значительно перевешивают военный эффект от его принятия. Российские эксперты также отмечают, что удары по территории нашей страны станут крайне неприятным поворотом, но кардинального влияния непосредственно на ход боевых действий оказать не смогут. Что же может предпринять в ответ Москва, на какие «ответные меры» намекал Сергей Лавров?
После начала применения ВСУ высокоточного дальнобойного оружия РФ может интенсифицировать удары по энергетической инфраструктуре Украины.
Украинские энергетические объекты давно стали целью ударов российских войск. В июне этого года уже появлялось информация, что страна потеряла половину энергетических мощностей. Казалось бы, с тех пор ситуация для Киева могла лишь ухудшиться. Однако накануне украинский Центр экономической стратегии сообщил, что экспорт электроэнергии из страны впервые за долгое время превысил импорт.
Это стало возможным благодаря окончанию ремонта блока одной из АЭС, а также низкому потреблению электричества в течение нескольких месяцев. Но то было теплое время года. Дальше ситуация будет меняться не в пользу украинской энергетики.
Даже не нанося ударов по АЭС, от возможности которых в Москве открещиваются, эти электростанции возможно отключить от работы, нарушив подачу электроэнергии.
Аналитики отмечают, что дополнительными мишенями могут стать мосты через Днепр, банковская инфраструктура, газовые мощности.
Еще один вариант — атаки на объекты НАТО. Учитывая, что наносить удары западным дальнобойным оружием по РФ могут только натовские военные, такой ответ, в принципе, можно считать зеркальным.
Научный сотрудник группы оценки рисков ИМЭМО (РАН) Илья Крамник в разговоре с «Новыми Известиями» отмечал, что удары по военным объектам западных стран вполне возможны.
«Пока все удары российской армии ограничиваются украинской территорией. Но при этом объекты НАТО никак не затрагиваются. Эта их неприкосновенность может быть поставлена под сомнение, как мне кажется», — сказал Крамник.
В западной прессе обсуждается и возможность передачи Россией ракетного оружия африканским и арабским политическим движениям для ударов по западным военным. Якобы в этой связи обсуждались поставки гиперзвуковых крылатых ракет йеменским хуситам. В Москве такие спекуляции отвергают.
Несмотря на то что Запад колеблется в вопросе разрешения по ракетам, он продолжает передавать Украине все новые вооружения, в том числе те, которые могли бы стать носителями высокоточных средств поражения.
Министр обороны Франции Себастьян Лекорню сообщил, что республика отправит на Украину истребители Mirage 2000. Поставки запланированы на первый квартал 2025 года.
Руководитель французского оборонного ведомства констатировал что поставляемые Украине Mirage 2000 будут оснащаться вооружениями типа «воздух — земля», а также средствами радиоэлектронной борьбы. Эти самолеты способны нести те самые крылатые ракеты Storm Shadow и SCALPT, которые могут использовать для ударов по российской территории.
В воскресенье глава Минобороны Нидерландов Рубен Брекелманс признал, что королевство поставило ВСУ 24 истребителя F-16. Киеву достались списанные самолеты. Перед отправкой они совершили пролет над нидерландской территорией, отметив 45 лет нахождения в строю в составе национальных ВВС.
В августе украинская сторона получила первую партию давно обещанных истребителей F-16. Украинские пилоты продолжают обучаться управлению западными машинами.
Научный сотрудник центра оценки рисков ИМЭМО РАН Илья Крамник отметил, что передаваемые французские истребители давно устарели.
— Илья Александрович, как вы считаете, появление Mirage 2000 в театре военных действий сможет как-то повлиять на ход конфликта?
— Появление этих самолетов на Украине серьезно не повлияет на ситуацию на поле боя. Это довольно старая машина. Современной она была лет 30 назад. В этом Mirage 2000 похож на F-16. Разница в том, что F-16 развивается, хотя Украине все равно хотят отдать старые версии, а французская машина уже 20 лет не производится.
Передают старую модификацию. Самое интересное, с каким вооружением его будут передавать. Технически самое мощное, что они могут нести, — это ракеты Scalpt или Storm Shadow. Это европейские ракеты, которые уже есть у Украины. Могут нести и управляемые бомбы ASSM Hammer. ВСУ уже применяют их и, вероятно, будут использовать с Mirage.
— Как ВСУ будут использовать французские истребители?
— Мне кажется, что использовать их будут в первую очередь для противовоздушной обороны. Подходить на них близко к линии фронта — это большой риск. Но эти истребители можно использовать для перехвата крылатых ракет и беспилотников. Существуют некоторые ограничения, это вряд ли будет прям эффективно, но все-таки такая опция существует.
— Почему Запад отдает Украине заведомо устаревшие истребители? Можно ли сказать, что это формальная помощь?
— Запад передает Украине что может. В идеале они и хотели бы отправить Киеву старые МиГ. У украинцев есть и запчасти, и персонал, способный управлять этими машинами и обслуживать их. Но в странах НАТО таких истребителей уже нет. Те страны, у которых есть больше запасы советских истребителей, поддерживают хорошие отношения с Россией и не продают их. Поэтому отправляют то, что есть.
Конечно, они представляют определенную угрозу. Все это работает на затягивание конфликта, но существенно повлиять на его ход не сможет.