Мария Соколова
Повышенный утильсбор на автомобили делает свое дело: дилеры готовятся к снижению продаж машин по итогам ноября на 25–50%. Такой прогноз дает генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.
Октябрь выдался рекордным — в России на учет встали 171 179 новых автомобилей, что на 52,4% больше показателя октября 2023 года. Народ спешил купить машину до тех пор, пока продавцы не переписали ценники в большую сторону из-за повышения утильсбора. Переплачивать более 250 тыс. рублей ни за что никому не хочется.
Формально утильсбор повышен с 1 октября 2024 года, но у дилеров оставался запас авто, ввезенных до этой даты. Поэтому в октябре цены подросли только на 2–5%, хотя, по оценке заместителя гендиректора АГ «Авилон» Рената Тюктеева, есть потенциал увеличения цен на 10%.
Но складские запасы небесконечны. Рано или поздно новые автомобили, оформленные по новым ставкам утильсбора, вытеснят прежние.
В ноябре должны сложиться сразу несколько факторов. Во-первых, рынок в сентябре и октябре уже насытился новыми автомобилями, во-вторых, кредиты становятся дороже и недоступнее. Ключевая ставка уже выросла до 21%, а в перспективе может стать еще больше. Об этом на днях предупредил зампред ЦБ Алексей Заботкин. Банки благотворительностью заниматься не будут, поэтому кредиты станут дорожать и дорожать.
Одного этого, по мнению Андрея Терлюкевича, достаточно, чтобы продажи просели на 25–30% и вернулись на уровень 120–130 тыс. автомобилей в месяц. А если дилеры начнут еще активно повышать цены, тогда рынок и вовсе может обвалиться на 40–50%.
Если в 2025 году не случится никаких катаклизмов, а прогнозы дилеров сбудутся, то авторынок стабилизируется на уровне 1,5 млн новых машин в год. На фоне 2023 года неплохо, но по мировым меркам это очень мало. Получается, что в РФ за год покупают примерно по 10,2 новых автомобиля на тысячу жителей.
Возьмем, к примеру, США. В 2023 году там реализовали 15,36 млн новых машин. При населении в 334,9 млн человек получается почти 46 авто на тысячу жителей!
Допустим, Америка не самый подходящий пример. Там исторически очень высокий уровень автомобилизации, к тому же экономика подогревается ростом госдолга.
Тогда обратим внимание на Германию. Если посмотреть новости, то там все плохо: экономика стагнирует второй год подряд, промышленность страдает от высоких цен на энергоресурсы, население недовольно местными властями, и даже Volkswagen закрывает три завода.
Продажи ниже плинтуса? А вот и нет: в прошлом году было продано более 3,15 млн новых машин. И это при населении менее 85 млн человек. Получается 37,2 новых автомобиля на тысячу жителей. Да что там западные страны, в Китае в прошлом году на тысячу жителей пришлось по 21,3 новой машине. Почувствуйте разницу…
Темпы продаж в современной России больше соответствуют не развитым странам, а СССР. В 80-е годы на внутреннем рынке расходилось порядка 900 тыс. машин. То есть на тысячу жителей приходилось по 3,17 автомобиля. Но учтите, что в СССР входило множество слаборазвитых республик Центральной Азии. То есть распределение авто не было равномерным. В центральных регионах реализация автомобилей была ближе к показателям современной РФ.
В СССР автомобили были недоступными не только из-за дефицита. В пересчете на современные рубли они были еще экстремально дорогими. Обычная «Нива» стоила порядка 5 млн современных рублей. Нам есть куда падать, есть к чему стремиться.
Мало кто в России в 2025 году сможет позволить себе новую машину. Что же делать в этом случае? Можно рискнуть и отправиться на поиски достойного экземпляра на вторичном рынке. Но зачастую такая затея превращается в игру «русская рулетка». Может, повезет и будете ездить долго и счастливо, а может быть, вскоре попадете на дорогостоящий ремонт.
В качестве утешения для тех, кто не желает играть в такие игры, новая реальность может предложить разве что аренду. Исследование TopCar показывает, что в прошлом году 18% россиян с водительским удостоверением брали машину напрокат на срок более суток, а в 2024 году этой услугой пользовались 25% владельцев прав.
Повседневные потребности людей закрывают общественный транспорт, такси и каршеринг с поминутной оплатой. А для дальних поездок можно уже взять автомобиль в долгосрочную аренду. Каршеринговые компании видят это и расширяют предложение соответствующих услуг.
Аренда Haval Jolion на двое суток с пробегом в 200 км в «Делимобиле» с полной страховкой обойдется в 7426 рублей, в «Яндекс Драйве» — в 10 649 рублей, в «Ситимобиле» — в 8344 рубля. В автосалоне такая новая машина стоит 2,3 млн рублей.
Недешево, но альтернатив власть почти не оставила. И в будущем вариантов станет еще меньше. Сейчас новые отечественные машины разрабатываются с расчетом в первую очередь на госзакупки и каршеринг.
Таков, например, будущий электромобиль Atom, который будут производить на заводе «Москвич». Его авторы изначально рассчитывают находить покупателей среди корпоративных клиентов. А дептранс Москвы представил концепт-кар «Молния», который тоже должен стать дополнением к общественному транспорту. В производство новых машин вкладываются деньги, а значит, придется обеспечивать спрос. Нравится это людям или нет, а каршеринг будет усиливать свои позиции в больших городах.
А если все-таки нужна личная машина на каждый день, тогда спасением из этой ситуации может стать льготное автокредитование с господдержкой. В отличие от льготной ипотеки, поддержку автопрома власти не сворачивают. На 2025 и 2026 годы в бюджете на эти цели заложено более 23 млрд рублей.
По программе льготного автокредитования государство оплатит 20% (на Дальнем Востоке — 25%) от стоимости обычного автомобиля и 35% — от стоимости электромобиля — эти средства будут зачислены в качестве первого взноса по кредиту. Срок кредита при этом может быть любым, а ставка не будет превышать ключевую более чем на 5 п. п. То есть льготный автокредит сейчас не может быть дороже 26% годовых.
Под эту программу попадают семьи с детьми до 18 лет из ДФО, работники государственных медицинских и образовательных учреждений, мобилизованные, добровольцы, служащие по контракту в зоне СВО, а также члены их семей и инвалиды. Список получателей льгот может меняться в зависимости от спроса — иногда его расширяют, иногда сужают. Так что следите за изменениями.
Купить с господдержкой можно легковые автомобили с уровнем локализации не менее 1600 баллов и стоимостью до 2 млн рублей. Фактически в этот список попадают все модели «Лады», кроме дорогой «Ауры», УАЗы и Haval Jolion в базовой комплектации за 1,99 млн рублей.
Если вы попадаете в одну из этих категорий, то покупка машины с господдержкой может быть хорошим вариантом. Тем более что ограничений по досрочному погашению кредита нет. Можно получить скидку в 20–25% и быстро закрыть кредит, если есть такая возможность.
В ближайшие годы автомобили в России так и останутся роскошью, а если требуется средство передвижения — добро пожаловать в ряды пользователей каршеринга. Но что делать не попадающим под льготы жителям небольших городов, сел и деревень, куда каршеринг не дошел и вряд ли дойдет?
Остается только беречь и докатывать старые машины, купленные в прежние тучные времена.