Российские автолюбители будут вынуждены пересесть на арендные машины из-за роста цен

Хотите как в СССР? Российский авторынок может ждать обвал на 40-50%

13 ноября, 10:13
Назад в СССР: личное авто в РФ становится роскошью. Дилеры ожидают падения продаж машин уже в текущем ноябре. «НИ» выяснили, что ждет россиян, привыкших к собственному автомобилю.

Мария Соколова

Повышенный утильсбор на автомобили делает свое дело: дилеры готовятся к снижению продаж машин по итогам ноября на 25–50%. Такой прогноз дает генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.

Продажи автомобилей в конце 2024 года упадут на 25-50%
1MI

Ноябрь определит будущее авторынка

Октябрь выдался рекордным — в России на учет встали 171 179 новых автомобилей, что на 52,4% больше показателя октября 2023 года. Народ спешил купить машину до тех пор, пока продавцы не переписали ценники в большую сторону из-за повышения утильсбора. Переплачивать более 250 тыс. рублей ни за что никому не хочется.

Формально утильсбор повышен с 1 октября 2024 года, но у дилеров оставался запас авто, ввезенных до этой даты. Поэтому в октябре цены подросли только на 2–5%, хотя, по оценке заместителя гендиректора АГ «Авилон» Рената Тюктеева, есть потенциал увеличения цен на 10%.

Но складские запасы небесконечны. Рано или поздно новые автомобили, оформленные по новым ставкам утильсбора, вытеснят прежние.

В ноябре должны сложиться сразу несколько факторов. Во-первых, рынок в сентябре и октябре уже насытился новыми автомобилями, во-вторых, кредиты становятся дороже и недоступнее. Ключевая ставка уже выросла до 21%, а в перспективе может стать еще больше. Об этом на днях предупредил зампред ЦБ Алексей Заботкин. Банки благотворительностью заниматься не будут, поэтому кредиты станут дорожать и дорожать.

Одного этого, по мнению Андрея Терлюкевича, достаточно, чтобы продажи просели на 25–30% и вернулись на уровень 120–130 тыс. автомобилей в месяц. А если дилеры начнут еще активно повышать цены, тогда рынок и вовсе может обвалиться на 40–50%.

Основные причины падения спроса на автомобили — дорогие кредиты и повышение утильсбора
usloviyakredita.ru

Возврат в СССР

Если в 2025 году не случится никаких катаклизмов, а прогнозы дилеров сбудутся, то авторынок стабилизируется на уровне 1,5 млн новых машин в год. На фоне 2023 года неплохо, но по мировым меркам это очень мало. Получается, что в РФ за год покупают примерно по 10,2 новых автомобиля на тысячу жителей.

Возьмем, к примеру, США. В 2023 году там реализовали 15,36 млн новых машин. При населении в 334,9 млн человек получается почти 46 авто на тысячу жителей!

Допустим, Америка не самый подходящий пример. Там исторически очень высокий уровень автомобилизации, к тому же экономика подогревается ростом госдолга.

Тогда обратим внимание на Германию. Если посмотреть новости, то там все плохо: экономика стагнирует второй год подряд, промышленность страдает от высоких цен на энергоресурсы, население недовольно местными властями, и даже Volkswagen закрывает три завода.

Продажи ниже плинтуса? А вот и нет: в прошлом году было продано более 3,15 млн новых машин. И это при населении менее 85 млн человек. Получается 37,2 новых автомобиля на тысячу жителей. Да что там западные страны, в Китае в прошлом году на тысячу жителей пришлось по 21,3 новой машине. Почувствуйте разницу…

В России продается в 4,5 раза меньше новых машин в расчете на душу населения, чем в США
newizv.ru

Темпы продаж в современной России больше соответствуют не развитым странам, а СССР. В 80-е годы на внутреннем рынке расходилось порядка 900 тыс. машин. То есть на тысячу жителей приходилось по 3,17 автомобиля. Но учтите, что в СССР входило множество слаборазвитых республик Центральной Азии. То есть распределение авто не было равномерным. В центральных регионах реализация автомобилей была ближе к показателям современной РФ.

В СССР автомобили были недоступными не только из-за дефицита. В пересчете на современные рубли они были еще экстремально дорогими. Обычная «Нива» стоила порядка 5 млн современных рублей. Нам есть куда падать, есть к чему стремиться.

В современной России реализуют в три раза больше автомобилей на душу населения, чем в СССР с учетом самых отдаленных и бедных республик
1MI

Льготный автокредит или прокат машин?

Мало кто в России в 2025 году сможет позволить себе новую машину. Что же делать в этом случае? Можно рискнуть и отправиться на поиски достойного экземпляра на вторичном рынке. Но зачастую такая затея превращается в игру «русская рулетка». Может, повезет и будете ездить долго и счастливо, а может быть, вскоре попадете на дорогостоящий ремонт.

В качестве утешения для тех, кто не желает играть в такие игры, новая реальность может предложить разве что аренду. Исследование TopCar показывает, что в прошлом году 18% россиян с водительским удостоверением брали машину напрокат на срок более суток, а в 2024 году этой услугой пользовались 25% владельцев прав.

25% водителей арендуют машины на несколько дней
pinterest.com

Повседневные потребности людей закрывают общественный транспорт, такси и каршеринг с поминутной оплатой. А для дальних поездок можно уже взять автомобиль в долгосрочную аренду. Каршеринговые компании видят это и расширяют предложение соответствующих услуг.

Аренда Haval Jolion на двое суток с пробегом в 200 км в «Делимобиле» с полной страховкой обойдется в 7426 рублей, в «Яндекс Драйве» — в 10 649 рублей, в «Ситимобиле» — в 8344 рубля. В автосалоне такая новая машина стоит 2,3 млн рублей.

Крупнейшие операторы каршеринга предлагают долгосрочную аренду автомобилей
newizv.ru
Крупнейшие операторы каршеринга предлагают долгосрочную аренду автомобилей
newizv.ru
Крупнейшие операторы каршеринга предлагают долгосрочную аренду автомобилей
newizv.ru

Недешево, но альтернатив власть почти не оставила. И в будущем вариантов станет еще меньше. Сейчас новые отечественные машины разрабатываются с расчетом в первую очередь на госзакупки и каршеринг.

Таков, например, будущий электромобиль Atom, который будут производить на заводе «Москвич». Его авторы изначально рассчитывают находить покупателей среди корпоративных клиентов. А дептранс Москвы представил концепт-кар «Молния», который тоже должен стать дополнением к общественному транспорту. В производство новых машин вкладываются деньги, а значит, придется обеспечивать спрос. Нравится это людям или нет, а каршеринг будет усиливать свои позиции в больших городах.

Электромобиль Atom будет продаваться в службы каршеринга и таксопарки
компания «КАМА»

А если все-таки нужна личная машина на каждый день, тогда спасением из этой ситуации может стать льготное автокредитование с господдержкой. В отличие от льготной ипотеки, поддержку автопрома власти не сворачивают. На 2025 и 2026 годы в бюджете на эти цели заложено более 23 млрд рублей.

По программе льготного автокредитования государство оплатит 20% (на Дальнем Востоке — 25%) от стоимости обычного автомобиля и 35% — от стоимости электромобиля — эти средства будут зачислены в качестве первого взноса по кредиту. Срок кредита при этом может быть любым, а ставка не будет превышать ключевую более чем на 5 п. п. То есть льготный автокредит сейчас не может быть дороже 26% годовых.

Под эту программу попадают семьи с детьми до 18 лет из ДФО, работники государственных медицинских и образовательных учреждений, мобилизованные, добровольцы, служащие по контракту в зоне СВО, а также члены их семей и инвалиды. Список получателей льгот может меняться в зависимости от спроса — иногда его расширяют, иногда сужают. Так что следите за изменениями.

Купить с господдержкой можно легковые автомобили с уровнем локализации не менее 1600 баллов и стоимостью до 2 млн рублей. Фактически в этот список попадают все модели «Лады», кроме дорогой «Ауры», УАЗы и Haval Jolion в базовой комплектации за 1,99 млн рублей.

Haval Jolion — единственная иномарка, на которую доступен льготный автокредит
auto.ru

Если вы попадаете в одну из этих категорий, то покупка машины с господдержкой может быть хорошим вариантом. Тем более что ограничений по досрочному погашению кредита нет. Можно получить скидку в 20–25% и быстро закрыть кредит, если есть такая возможность.

В ближайшие годы автомобили в России так и останутся роскошью, а если требуется средство передвижения — добро пожаловать в ряды пользователей каршеринга. Но что делать не попадающим под льготы жителям небольших городов, сел и деревень, куда каршеринг не дошел и вряд ли дойдет?

Остается только беречь и докатывать старые машины, купленные в прежние тучные времена.

#Цены #Аналитика #Автомобиль #Мария Соколова #Утильсбор #Россия #Авто #Машины #Льготы #Автомобилисты #Господдержка #Каршеринг #Автомобили #Кредиты #Вторичный рынок
Подпишитесь