«Нива» 1977 года: копить надо было 61 среднюю зарплату

«Нива» за 5 млн рублей: сколько бы стоили советские автомобили сегодня

10 ноября, 14:19
Повышение цен на новые автомобили в 2,5-3 раза за последние 4 года заставляет провести аналогии с СССР, когда доступность любых легковых машин для населения была минимальной. И это несложно сделать, если посчитать стоимость авто в средних зарплатах тогда и сейчас.

Виктор Левин

Возьмем за основу расцвет развитого социализма — 1980 год. Средняя зарплата в СССР тогда составляла 169 рублей. А вот — государственные цены немногочисленных легковых автомобилей, которых никогда не было в свободной продаже:

— «Волга» — 11 200 ₽, или 66 средних зарплат
— «Москвич» 2140 — 7 600 ₽, или 45 зарплат
— «Жигули» 2106 — 8 400 ₽, или 50 зарплат
— «Нива» — 10 300 ₽, или 61 зарплата
— «Запорожец» ЗАЗ-968М — 5 800 ₽, или 34 зарплаты.

В 2024 году средняя начисленная зарплата в России составляет, по данным Росстата за сентябрь, 82 000 рублей (медианная зарплата — тысяч на 30 рублей меньше).

Теперь число зарплат в ценах на авто 1980 года умножаем на рублевый «вес» нынешних заработков. Получаем с некоторым округлением современные «цены» советских автомобилей:

— «Волга» — 5 412 000 руб.
— «Москвич» 2140 — 3 690 000 руб.
— «Жигули» 2106 — 4 100 000 руб.
— «Нива» — 5 000 000 руб.
— «Запорожец» — 2 780 000 руб.
«Жигули» в СССР были первым массовым авто, но доступность для обычных граждан была весьма условной
Соцсети
Семейство «Москвичей» уступало «Жигулям» в популярности, но стоило не меньше советских фиатов
Соцсети
Автомобиль"Волга» в СССР продавали только по спецталонам
Соцсети

Поражены? Дорого?

Но стоит напомнить, что мы пересчитали ГОСУДАРСТВЕННЫЕ цены на советские авто, в то время как значительная часть покупателей машин ориентировалась на вторичный рынок, где купить ту же «Волгу» дешевле 20 тысяч было невозможно, а ВАЗ 2101 по госцене в 5600 рублей с лету продавали за 10 тысяч!

За бешеные деньги машины покупали отличники советской торговли, они же — клиентура ОБХСС, тогда как для обычных советских людей автомобиль был предметом роскоши и почти недостижимой мечтой. Тем не менее авторынок существовал и развивался, пусть даже в самых уродливых формах.

Сегодня средняя цена нового автомобиля в России (данные за прошедший октябрь) достигла 3,67 млн рублей, или 45 средних зарплат. В этом показателе россияне 21 века уже достигли результат «Москвича» 2140 в 1980 году. Хорошо хоть, что вместо продукции АЗЛК предлагают бюджетные китайские колесницы, и даже с кучей гаджетов и полным приводом.

Но если в количестве зарплат оценивать ушедшие с российского рынка мировые бренды, то НЕдоступность новых мерседесов, БМВ, и ауди с тойотами сильно зашкаливает и за советский уровень.

Так, например, на покупку нового седана от мерседес Е300 ценой в 13 млн руб. необходимы 158 средненачисленных зарплат, а Кадиллак Эскалэйд за 28 млн обойдется уже в 341 зарплату, или в 28,5 лет непрерывной работы с накоплением ВСЕГО заработанного.

Однако в отношении бюджетных автомобилей нам еще есть куда «расти». Власти об этом хорошо знают по прошлому опыту, поэтому АвтоВАЗ повышает цены на свой товар в режиме нон-стоп, а правительство поддерживает отечественных производителей запредельными пошлинами, налогами и утильсбором.

Судя по проводимой политике, догонять и обгонять страны Европы по обеспеченности автомобилями никто в России не собирается.

#Правительство #БМВ #Цены #Новости #Китайские автомобили #Аналитика #Зарплата #Россия #Авто #Мерседес #Пошлины #Новые автомобили #Рынок #Автомобили #СССР #АЗЛК #Вторичный рынок #АвтоВАЗ
Подпишитесь