Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Дональд Трамп станет 47-м президентом Соединенных Штатов. Но это не единственная победа республиканцев на этих выборах. Вместе с Белым домом партия «слонов» получила большинство и в нижней, и в верхней палатах американского парламента. Это означает, что у нового президента не будет технических проблем выполнить все, что он пообещал американцам, по крайней мере, в ближайшие два года до новых выборов в Конгресс.
— В прошлый срок Трампу не всегда удавалось выполнить обещания из-за противодействия демократов. В этот раз шансы у него несколько больше. Но проблема снижения налогов заключается в том, что будет расти бюджетный дефицит, а это уже фактор нестабильности для американской экономики, — говорит доцент Финансового университета, инвестиционный стратег УК «Агрикапитал» Сергей Суверов.
Америка ждет от хозяина Белого дома снижения налогов, поэтому акции в Нью-Йорке начали расти еще вчера. Финансовый аналитик Игорь Смирнов так описывает «НИ» ситуацию в США:
— Очевидно, что Трамп — предпочтительный кандидат для американского бизнеса в целом, за исключением секторов, которые полагаются на импорт готовой продукции или оборудования. Его политика будет благоприятствовать внутреннему производству.
Однако акции растут не только в Америке, но и в России.
Российские биржи приветствовали избрание старого-нового президента повышением котировок. Самый большой рост бумаг отмечен у компаний, которые находятся под американскими и европейскими санкциями, а это две трети всех российских «голубых фишек».
«Теперь нужно понять, насколько хватит сил покупателей. Все зависит от реальных действий Трампа в отношении российско-украинского конфликта. Бенефициарами стали прежде всего те эмитенты, которые находятся под санкциями, — „Новатэк“, „Газпром“, „Алроса“, „Аэрофлот“. Все они могут показать опережающий рост в случае смягчения/снятия действующих ограничений», — пишет в своем телеграм-канале профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган.
Но он же предупреждает: российский фондовый рынок — очень эмоциональная структура, и настроения могут измениться очень быстро, если ожидания инвесторов не оправдаются. А со стороны политики приходят не такие позитивные сигналы.
Ни пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, ни бывший президент Дмитрий Медведев, ни близкие к Кремлю журналисты-депутаты большого оптимизма по поводу окончания военных действий или снятия санкций не высказывают.
— С избранием Трампа в мире прибавилось неопределенности, — говорит Игорь Смирнов.
Эксперты советуют не пускаться во все тяжкие и скупать все акции. «Время сейчас волатильное, логично иметь и определенный запас кеша, который стоит, наверное, держать в фондах ликвидности», — это совет от Евгения Когана, к которому трудно не прислушаться.
Беспокойство у российского бизнеса вызывают не только санкции, но и цены на углеводороды. Известный олигарх Олег Дерипаска поздравил сегодня с наступлением «нового мира» и предрек падение главного экспортного продукта РФ — нефти — до давно забытых цен в 50 долларов за баррель.
Эксперты действительно не исключают падения нефтяных котировок, что для российского бюджета, особенно с оборонными расходами в 41%, большой радости не доставит. Сергей Суверов говорит:
— Конкретно цифры сейчас трудно назвать. Но победа Трампа может привести к налоговым послаблениям нефтедобывающим компаниям США, а так как США — один из ведущих производителей нефти, добыча может вырасти и выплеснуться на мировой рынок углеводородов. Я думаю, что падение цены до 50 долларов за баррель возможно, но маловероятно, потому что только один фактор вряд ли так повлияет. Будет реакция со стороны ОПЕК+, которая может больше ограничить добычу.
Волатильность цен, включая нисходящие движения, возможна, считает Игорь Смирнов, однако структурный баланс будет доминировать в среднесрочной перспективе. На вопрос «НИ», сохранится ли цена за баррель в районе 70 долларов, эксперт ответил: «Да, если не выше».
Однако баланс рисков для предложения высок и может еще больше возрасти с учетом ожидаемой от президентства Трампа изменчивости внешней политики. Если новый президент, как и обещал, начнет давить на Китай, то потребление углеводородов, вопреки прогнозам некоторых аналитиков, не только не уменьшится, энергозатраты значительно вырастут с увеличением военного производства. И Россия — всем наглядный пример.
Одно из предвыборных обещаний Дональда Трампа заключалось в том, что для майнеров в США с его приходом в Белый дом настанут золотые времена. Впрочем, его соперница Камала Харрис также обещала поддержку крипте. Времена меняются, говорит руководитель программы «Цифровая экономика» экономического факультета РУДН Софья Главина:
— Забавно, что еще в 2021 году Трамп называл биткоин «скамом», мошенничеством. Теперь он выступает за развитие крипторынка: говорит, что США должны стать «криптостолицей планеты и биткоиновой супердержавой», и даже обещает покрыть госдолг США за его счет — а это, на минуточку, более 35 трлн долларов США. Но проблема даже не в этом. Проценты по долгу уже приблизились к 1 трлн, а дефицит бюджета США превысил 1,8 трлн и достигнет 2,8 трлн долларов через 10 лет.
Повышение курса биткоина и других криптовалют — это не одноразовая реакция, а тренд, говорит Игорь Смирнов:
— Трамп в своих заявлениях всегда был чрезвычайно благосклонен к криптоактивам и улучшению их налогообложения, поэтому его победа еще больше поднимет BTC и другие криптовалюты. Это должно поддержать деятельность по майнингу криптовалют, где стоимость добытых монет и стоимость энергии для майнинга являются двумя основными факторами. Независимо от того, находятся ли эти майнеры в США, России или где-либо еще, именно эти факторы и налоговое регулирование будут определять прибыльность майнеров.
В одном РФ опережает США — цены на электроэнергию в нашей стране ниже американских. Киловатт/час для предприятий в США обходится в 12-15 центов. В России, как и в Китае, электричество на треть дешевле. Впрочем, тарифы в нашей стране продолжают свой рост, поэтому и преимущество может сократиться.
Бессанкционный рай нашей стране в ближайшее время не грозит. Как писали «НИ», если американцы вводят против кого-то санкции, они их уже полностью не снимают. Однако не исключены послабления.
— Любая отмена санкций — это долгий и сложный процесс, живой пример — Иран. Однако победа Трампа в сочетании с республиканским Сенатом, скорее всего, сделает климат для торговли более легким, — говорит Игорь Смирнов.
Надежд на то, что после окончания военных действий на Украине санкций не будет, нет. Сергей Суверов напоминает, что в первый президентский срок Трамп только усиливал давление на РФ:
— В отмену не особо верится, но есть надежда на некие компромиссные договоренности по Украине. Но это предварительный оптимизм. Но на этом оптимизме сегодня растут российские индексы.