Анна Скудаева
Столичные гиды освоили новое направление экологического туризма по подмосковным топям, которое получило название «болотинг». Жители мегаполисов собираются в группы по 15 человек и за 2-3 тысячи рублей отправляются в чавкающую трясину в ожидании острых ощущений.
«Десяток болот расположены на природных территориях столицы, например в Заяузье, Лианозовском лесопарке, Алешкинском лесу, Строгинской и Серебряно-Борской поймах, на реке Ичке, Оленьем ручье и в парке „Сокольники“», — раскрывает секреты направлений для путешествий канал «Москва24».
Любителям бюджетных вариантов единения с природой на болотах, пока не накопившим денег на отдых у моря, рекомендуют надевать непромокающую одежду и резиновые сапоги, а также предлагают позаботиться о запасе провианта.
«Сейчас многие заграничные направления закрыты. А те, что остались, стоят очень дорого. Приходится искать более доступные развлечения. Конечно, поход по болотам — это вам не морской бриз под пальмами, но в любом случае отдых на природе помогает снять стресс, накопившийся за неделю», — поделился наблюдениями с «НИ» путешественник Александр Сизов.
По его словам, к походам по местным лесам и болотам он пристрастился во время пандемии коронавируса.
«Тогда все туристические направления закрылись, а прогулки в лесах остались единственным доступным развлечением без риска заразиться. Сейчас хочется попробовать что-то новое, неизведанное. Почему бы не отправиться на болото?» — размышляет турист.
В отличие от пока необжитых московских топей, в каких-то 400 километрах от столицы есть места, давно ставшие точками настоящего паломничества.
Военный пенсионер, а ныне гид Павел Вихарев из Костромской области работает проводником по болотам профессионально.
Фактурный, с окладистой бородой, он облачается в высокие сапоги, льняную рубаху и зипун. Берет в руки посох и исполняет роль народного героя — крестьянина Ивана Сусанина, который, по легенде, в далеком 1613 году завел польско-литовских интервентов в глухую топь Исуповского болота.
Сам крестьянин в болоте был убит, но ценой своей жизни спас от гибели будущего царя Михаила Романова.
«Как я стал Сусаниным? Заменил Владимира Ивановича Шахонского. Играл Сусанина от отдела культуры на интерактивных мероприятиях. Сам я домнинский (уроженец села Домнино в Сусанинском районе Костромской области, где жил народный герой Сусанин. — „НИ“.), знал о Сусанине давно. Шесть лет назад сделал пешие прогулки от часовни до болота, стал водить авторские туры. Для романтиков предлагаю прогулки на рассвете — „за туманом“», — говорит Вихарев.
Чтобы путешествия «Ивана Сусанина» по исуповской топи были безопасными, местное отделение Русского географического общества (РГО) под руководством Романа Рябинцева на грант обустроило деревянные мостки — гать. Благодаря этим усилиям тропа приобрела привлекательный вид и стала притягивать толпы туристов.
Как рассказал «НИ» новый руководитель отделения РГО Дмитрий Шнур, прежняя гать была сделана еще в советские годы, но пришла в негодность. Без настила походы по болоту стали невозможны.
«Если пойти без гати — пропадешь и никто не найдет. Как тогда поляков не нашли, так и сейчас не найдут», — рассказал собеседник «НИ».
Новую гать изготовили добротно, на сваях. Дополнили перилами, лестницей, площадками для отдыха, аншлагами. Тропа ведет до самой красной сосны — предполагаемого места гибели народного героя.
«В этом месте на Исуповском болоте, по народному преданию, был убит Иван Сусанин. Сосна доминирует над рельефом. Народная молва приписывает, что она впитала пролитую кровь Ивана Сусанина. Но мы-то знаем, что в здешней воде много железа, она его впитывает и имеет из-за этого розовый окрас», — рассказал Дмитрий Шнур.
По его словам, тропа уже два года пользуется устойчивым интересом у туристов.
«Мотоциклисты вообще здесь каждый год свой слет проводят. Развивается школьный познавательный туризм. Я надеюсь, что этот проект будет процветать», — сообщил глава РГО корреспонденту «НИ».
По словам Шнура, ходить по Исуповскому болоту без гати опасно. Это подтверждает и Павел Вихарев.
«Я вырос на этом болоте. Оно не прощает оплошностей. Когда меняли гать, у меня оплошность была — провалился под самые подмышки. Благо доска была рядом. Господь миловал. Но расслабляться не нужно», — предупреждает гид.
По его словам, провалиться можно в любом месте.
«Я демонстрирую лайфхак с погружением посоха в болото. А перед экскурсией я всем провожу инструктаж: следовать только по тропе. Когда скользкие доски — надо идти аккуратней. Детей предупреждаю, чтобы не бежали не толкались. Обычно слушаются», — рассказал «Костромской Сусанин».
Как прокомментировал ситуацию для «НИ» заместитель руководителя Комиссии Российского союза туриндустрии (РСТ) по кемпингам, глэмпингам и некапитальным объектам размещения Ростислав Вылегжанин, «инговое» окончание эксперты туриндустрии считают данью моде.
«Сейчас модные термины часто приходят в русский язык из английского (как „глэмпинг“), а потом уже русский язык начинает рождать свои собственные слова, используя наиболее яркие морфемы из иностранных „родителей“», — пояснил он.
По мнению эксперта, с маркетинговой точки зрения, конечно, легче привлечь внимание «избингом», чем проживанием в аутентичной русской избе, прогулку по болотам — «болотингом», а трудничество — «монастырингом».
«Лично я не думаю, что все перечисленные термины проживут долго и закрепятся, но в моменте это прикольно и весело», — считает Ростислав Вылегжанин.
Он добавил, что у термина и философии «избинга» есть конкретный автор — Алексей Шевцов из проекта «Потаенная Россия».
«Кроме того, избинг — зарегистрированный товарный знак. В понимании автора „избинг“ — это тот же глэмпинг, но построенный на основе некапитальных модулей, копирующих архитектурные формы традиционной русской избы», — пояснил эксперт РСТ.
По его словам, сейчас «избинг» используется и просто для обозначения проживания в обычных избах, приспособленных под прием туристов.
«„Монастыринг“ — то же трудничество. По сути, бесплатная работа на монастырь в обмен на проживание и некий духовный опыт (он у каждого свой). На мой собственный взгляд, именно по отношению к монастырям такой псевдоанглицизм звучит не очень уместно», — полагает Вылегжанин.
Он подчеркнул, что «болотинг» как посещение болот в туристических и познавательных целях тоже был практически всегда.
«Во многих национальных парках и заповедниках есть оборудованные экотропы именно по болотам. Прогуляться там и интересно, и полезно (конечно, если не боитесь комаров и прочей болотной флоры и фауны). А вот заниматься „болотингом“ с гидами-любителями и просто с друзьями без профессионального сопровождения и оборудованного маршрута крайне небезопасно», — пояснил представитель РСТ.
Он добавил, что об этом предупреждают многие русские народные сказки.
«Так что болотинг для нас еще и очень архетипичен», — резюмировал Ростислав Вылегжанин.
Как сообщила «НИ» юрист Анна Смирнова, в отличие от «избинга» и «монастыринга», набирающий популярность «болотинг» следует отнести к высокорисковым видам туризма, поэтому, прежде чем отправиться в поход по трясине, необходимо узнать о «подводных камнях».
«Федеральный закон „О туристической деятельности“ предполагает введение системы обязательного лицензирования гидов и экскурсоводов. Согласно этому закону, гиды в обязательном порядке должны иметь профессиональную подготовку и сертификат об окончании курсов по специализации», — пояснила юрист.
Она добавила, что, помимо познаний в истории и краеведении, лицензированные гиды должны иметь представление о безопасности туристских маршрутов.
«У всех на слуху трагические случаи, связанные с гибелью туристических групп во время „подпольных“ экскурсий — например, история смертельного „тура диггеров“ по московским коллекторам. Отправляясь в поход по болотам либо по любому другому маршруту, обязательно поинтересуйтесь, есть ли у гида лицензия и как на маршруте обстоят дела с соблюдением мер безопасности», — предупредила юрист.