21 октября, один раз в году, мусульмане селения Ат-Тур, которое находится в южной части Елеонской горы в Иерусалиме, бесплатно впускают в свою мечеть христианских паломников. В этот день христиане имеют уникальную возможность помолиться у гроба святой Пелагии Антиохийской.
Как гласит предание, Пелагия родилась в Антиохии Сирийской и до обращения к Христу вела праздную, легкомысленную и распутную жизнь. Однажды в городе проходил важный собор христианских церквей, на который собралось множество епископов.
Среди них был и епископ Нонн. Он увидел Пелагию на улице в окружении толпы юношей, был поражен бесстыдным видом красавицы и всю ночь молился о ее спасении.
На следующее утро неведомая сила привела Пелагию в храм. Богослужение и проповедь так впечатлили девушку, что она осознала, насколько грешную жизнь вела, и попросила епископа Нонна о крещении. Затем Пелагия раздала все свои богатства бедным и затворилась на Елеонской горе, посвятив все свое время покаянию, постам и молитвам.
Местные жители были уверены, что на горе поселился инок по имени Пелагий. Только когда затворник после многих лет уединенной жизни скончался (произошло это около 457 года н. э.), оказалось, что духовный подвиг совершала женщина.
21 октября отмечается и память преподобного Трифона, архимандрита Вятского, который жил в XVI–XVII веках, поэтому называли также Трифон и Пелагея.
С 21 октября начинали готовить починки — участки под новые пашни. В прежние времена лесов было значительно больше, чем сегодня, к тому же зола служила удобрением. Поэтому деревья вырубали, их стволы использовали для строительства новых домов, а все остальное сжигали.
Вырубая лес, наши предки чувствовали, что вторгаются в чужой мир, и старались задобрить хозяина этого мира — лешего, оставляя для него угощения на пне. Кроме того, существовало поверье, что в лесах (особенно еловых и сосновых) есть злые деревья.
Тот, кто причинял вред такому дереву — срубал, ломал ветви, снимал с него кору, обрекал себя на различные беды. Если злое дерево укладывали в сруб, дом вскоре обрушивался. Если его пускали на дрова, искры из печи могли поджечь жилище. Телега, сделанная из злого дерева, мола не доехать до пункта назначения.
Также на Трифона и Пелагею не рубили деревья, которые скрипели на ветру. Считалось, что в них обитают души тех, кто наложил на себя руки, и тревожить такие деревья было запрещено.
Как гласит пословица, с Трифона-Пелагеи — всё холоднее. Приближалась зима, и люди доставали из сундуков зимние одежды, осматривали их и чинили, приговаривая: «Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьет». Особое внимание обращали на карманы — по поверью, если надеть на Пелагею одежду с дырявыми карманами, они целый год будут пустыми.
Кроме того, на Пелагею Ознобицу хозяева опускали бочки с маринованными огурцами и капустой на дно водоемов: как известно, подо льдом температура воды никогда не падает ниже нуля, что позволяло сохранять продукты. При необходимости зимой делали прорубь и доставали бочки, чтобы угоститься разносолами.
Пелагеин день старались провести в хорошем настроении. Полагалось гнать от себя прочь плохие мысли, чтобы не «копить» их на зиму. Кроме того, 21 октября нельзя тратить время на пустые разговоры, ссориться, ругаться.
В этот день, как считали в старину, нельзя назначать свидания или встречаться с незнакомцами — это может обернуться неприятными сюрпризами, поскольку велик риск обмана. Также старались не затевать новых дел с малознакомыми людьми.
Не стоит в этот день лениться. Не рекомендуется надевать теплые вещи, если они дырявые, грязные или мятые, для начала необходимо привести их в порядок. Нарушителей этого запрета, как считалось, проблемы будут преследовать до самой весны.
Не следует зря рубить деревья, втыкать в них ножи и топоры, ломать ветки. К деревьям следует относиться к уважением, иначе возможны неприятности или даже заболевания суставов.