По оценкам ученых, у кометы будет «впечатляющий хвост»

Такое бывает раз в 80 тысяч лет. Россияне в октябре смогут увидеть «великую комету»

25 сентября, 00:58
Согласно прогнозам, уже в следующем месяце комета C/2023 A3 максимально сблизится с Землей. Более того, она, судя по всему, станет одной из самых ярких комет, видимых в Северном полушарии, за последние 100 лет. Ее можно будет увидеть невооруженным глазом.

Юлия Литвиненко

К Земле приближается редкая комета, которую, как утверждается, последний раз наблюдали 80 тыс. лет назад. Комета C/2023 A3, также известная как Цзыцзиньшань — ATLAS, обещает быть очень яркой. Причем настолько, что увидеть ее можно будет невооруженным глазом.

Комета C/2023 A3. Дата снимка: 17 сентября 2024 года
Gerald Rhemann. starwalk.space

Справка. Комета C/2023 A3 (Цзыцзиньшань — ATLAS) была открыта в китайской обсерватории Цзыцзиньшань совсем недавно, только в прошлом году — 9 января. 22 февраля 2023 года она была обнаружена независимо от первооткрывателей системой ATLAS (ее телескопом, расположенным в ЮАР).

Судя по ее орбитальной траектории, по мнению ученых, последний раз она пролетала мимо Земли 80 тыс. лет назад.

Свой перигелий (ближайшая к Солнцу точка орбиты) она пройдет 27 сентября 2024 года (расстояние около 58 млн км от Солнца), а максимально сблизится с Землей 12 октября 2024 года (70,6 млн км).

Чем необычна комета

C/2023 A3 — это долгопериодическая комета, которая совершает один оборот вокруг Солнца за 80 660 лет.

По словам астронома-любителя Стюарта Аткинсона, она будет похожа на «размытую звезду с туманным хвостом». Он уточнил, что объект будет находиться под Луной, очень низко на востоке. Несмотря на то что комету можно будет увидеть невооруженным глазом на обоих полушариях, не помешает иметь под рукой бинокль, чтобы разглядеть ее получше.

Вообще, как показывает практика, кометы, проходящие близко к Солнцу, обладают самыми впечатляющими хвостами, которые формируются после «поджаривания» кометы солнечным теплом. Именно так и будет с C/2023 A3, которая приближается к нам, двигаясь со скоростью около 70 км в секунду.

Видеокадры с кометой также опубликовал астронавт NASA Мэтью Доминик, который, уточняет Daily Mail, сейчас находится на борту Международной космической станции. Он заснял небесный объект из иллюминатора купола космической станции.

«Великая комета»

C/2023 A3 вполне может стать следующей «великой кометой».

• Большой (или великой) кометой называют комету, которая сияет достаточно ярко для того, чтобы ее можно было увидеть невооруженным глазом.

Такие кометы становятся известными даже за пределами астрономического сообщества. Например, кометы Хейла — Боппа в 1997 году и Макнота в 2007 году стали одними из последних «великих комет».

Фото кометы, сделанное 26 апреля 2024 года. По подсчетам экспертов, объект приближается к Земле со скоростью около 70 км в секунду
C messier. Wikimedia

Когда ее можно увидеть?

Комета C/2023 A3, строго говоря, уже видна в бинокль из Южного полушария и вскоре станет видимой из Северного полушария, в котором расположена в том числе и Россия. В Северном полушарии она расположена ближе к горизонту и потому сейчас не видна из-за солнечного света.

Она станет доступна для наблюдения в северных широтах лишь в начале октября.

Согласно прогнозам, 12 октября 2024 года она максимально сблизится с Землей, а ее яркость достигнет -4 звездной величины. Таким образом, комета станет одной из самых ярких, видимых в Северном полушарии, за последние 100 лет.

Справка. Что такое звездная величина. Звездная величина характеризует поток энергии от рассматриваемого светила на единицу площади. То есть видимая звездная величина зависит и от физических характеристик самого объекта (то есть светимости), и от расстояния до него.

Звездная величина самых ярких объектов отрицательна. Например, блеск Луны в полной фазе достигает −12,7, а блеск Солнца равен −26,7.

После прохождения перигелия (27 сентября) комета исчезнет на некоторое время и появится снова на вечернем небе в начале октября 2024 года. Она останется вечерним объектом до конца месяца. Однако после 12 октября комета начнет быстро тускнеть, и к концу месяца уже не будет видна невооруженным глазом.

Траектория кометы на небе. Ожидается, что в течение следующих 20 лет комета будет двигаться к краю Солнечной системы и вернется обратно только через 26 тыс. лет
Vito Technology, Inc./starwalk.space

Как сфотографировать комету

Эксперты советуют снимать небесное тело в промежутке между 11 и 15 октября вечером. Для этого потребуются:

• Цифровая зеркальная или беззеркальная камера.
  • Устойчивый штатив.
  • Широкоугольный или зум-объектив.

Установка камеры.

• Используйте ручной режим для управления параметрами съемки. Установите ISO между 400 и 800 в зависимости от яркости кометы. Открытая диафрагма (f/2.8–f/4) даст возможность захватить больше света.
  • Фокусируйтесь вручную на яркой звезде или Луне.
  • Время экспозиции лучше всего установить от 10 до 30 с, чтобы избежать «следов» от движения звезд.
Для лучшего качества снимка постарайтесь выбрать темное место с минимальным уровнем светового загрязнения