Posted 24 сентября, 17:11
Published 24 сентября, 17:11
Modified 24 сентября, 17:13
Updated 24 сентября, 17:13
Андрей Берец
Глава французского государства Эмманюэль Макрон предложил политикам задуматься о новых правилах мира в Европе. По его мнению, европейцам необходимо помнить, что континент не ограничивается ЕС и НАТО.
«Мы пытаемся развивать Европейское политическое сообщество, но нам нужно будет задуматься о новой форме организации Европы, а затем переосмыслить наши связи с Россией, [подумав] о мире на этом [европейском] континенте», — приводит словам президента Франции агентство ТАСС.
Макрон обратил внимание не необходимость формирования мирового порядка. Действующая система мироустройства, сформировавшаяся по итогам Второй мировой войны, не отвечает современным вызовам, считает политик. Разберем стремление президента Франции выстраивать отношения с Россией и представим, каким бы мог быть новый миропорядок, по его версии?
Президент Франции был одним из немногих европейских политиков, кто реально старался вести диалог с российским властями незадолго до начала СВО, и сразу после начала боевых действий.
Многие уже забыли, что 7 февраля 2022 года президент Франции приезжал в Москву на личную встречу с Владимиром Путиным, а в первые 8 месяцев СВО Макрон и Путин постоянно созванивались. По количеству бесед с главой российского государства в период с февраля по конец октября 2022 года французский политик занял второе место вместе с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Больше с Путиным за это время разговаривал лишь президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Однако, французская сторона была не достаточно щепетильна при организации переговоров и это вылилось в скандал. Оказалось, что во время одной из телефонных бесед, незадолго до начала СВО, рядом с французским лидером присутствовали представители прессы. Разговор шел по громкой связи. Спустя несколько месяцев французские СМИ опубликовали содержание переговоров двух лидеров.
Произошедшее негативно повлияло на уровень доверия между Москвой и Парижем, в Кремле тогда заявили, что будут учитывать этот факт в переговорном процессе.
После этого в публичных выступлениях Макрон не раз заявлял, что Европе необходимо будет заново выстраивать партнерские отношения с Россией после завершения конфликта на Украине.
Однако звучат эти слова странно, поскольку президент Франции часто допускает и прямо противоположные высказывания.
Именно он, в начале 2024 года заговорил о возможности отправки французских военных на Украину, а на фото из зоны СВО начали появляться фотографии убитых солдат с опознавательными знаками Французского иностранного легиона.
Высказывания Макрона затем приходилось сглаживать и пояснять другим представителям руководства республики.
Летом его двусмысленные посылы были истрактованы, как косвенное разрешение Киеву наносить удары западным оружием вглубь российской территории. Речь шла о высокоточных крылатых ракетах типа Scalp.
Однако, сегодня, глава Офиса президента Украины Андрей Ермак рассказал, что Великобритания и Франция таких разрешений Киеву еще не давали, не подтвердил разрешение и Владимир Зеленский, находящийся с визитом в США.
Кандидат политических наук, заведующий сектором региональных проблем и конфликтов ИМЭМО (РАН) Павел Тимофеев в разговоре с «НИ» отметил цикличность высказываний французского лидера.
«Если внимательно проанализировать выступления Макрона за последние два с половиной года, там регулярно циркулируют похожие тезисы. Суть их в том, что России нужна Европа, а Европе нужна Россию. Но, пока идет вооруженный конфликт на Украине никакие переговоры на эту тему невозможны. Однако, после этого нужно будет как-то думать о новой архитектуре европейской безопасности», — сказал Тимофеев.
Французский лидер в своем выступлении обратил внимание на то, что мировой порядок во многом до сих пор определяется теми правилами, которые сформировались по итогам Второй мировой войны.
В 1991 году казалось, что после распада Советского Союза и социалистического блока, на фоне формирования качественно иной международной среды, должен был выработаться какой-то новый устойчивый порядок, который бы устраивал и Евросоюз и Россию.
«Стоит вопрос, каким образом договориться с европейцами, американцами с тем, чтобы интересы трех основных сторон были как-то обозначены, приняты во внимание. И, чтобы на основе этого были выработаны какие-то новые, компромиссные решения. Эту задачу мы уже пытались решать после 1991 года. Тогда для этого активно привлекалось ОБСЕ, которое должно было стать такой площадкой», — сказал Тимофеев.
«Но, выяснилось, что в глазах большинства западных государств эта площадка имела второстепенное значение, в отличие от подхода Москвы. Они старались строить эту оборону прежде всего вокруг Евросоюза и НАТО, — добавил эксперт. — Текущая ситуация показывает, что этот курс был как минимум не разумен, как максимум трагический».
Позиции России и Запада принципиально разошлись еще 10 лет назад. Противоречий хватало и до этого, но именно события 2014 года разделили отношения Москвы с западными столицами на «до» и «после».
На протяжении последних более чем 30 лет Евросоюз из экономического объединения все больше дрейфовал в сторону политики. После начала СВО стала активно развиваться и военная составляющая сообщества.
Предсказать точные контуры будущего мироустройства не так просто. Однако, с уверенностью можно говорить, что для формирования устойчивой системы необходимо учесть интересы различных игроков на глобальной арене.
Еще одной характеристикой нового, пока еще только формирующегося мирового порядка станет смещение фокуса с Западного мира в сторону Востока и Глобального Юга.
Важным столпом нового мироустройства может стать БРИКС. В этом году объединение уже увеличилось в два раза. Теперь в сообщество входят 10 стран — Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, Египет, Иран, Эфиопия, ОАЭ, и Саудовская Аравия.
Впрочем, с ролью Королевства в организации несколько спорно. В Эр-Рияде утверждали, что решение о полноформатном участии еще не принято. А вот в Москве убеждены, что Саудовская Аравия в полной мере участвует в работе сообщества.
Теперь на долю стран-участниц БРИКС приходится более 35% мирового ВВП, и более 40% населения земли. Еще несколько десятков государств подали заявки на вступление в сообщество. Однако, по словам главы российской дипломатии Сергея Лаврова, организация взяла паузу на расширение, чтобы «переварить» новых участников.
Интересно, что БРИКС не является жестко структурированной организацией. Нет ни штаб-квартиры, ни устава. В этом и может заключаться ее сила. Консультативный клуб, предлагающий определенные привилегии своим участникам, но при этом не выставляющий жестких требований. Возможно, такой мягкий подход сможет стать моделью для будущих глобальных организаций на планете, которые станут определять мировой порядок.
Критики указывают на то, что организация не принимает никаких реальных решений и ограничивается лишь консультациями. Противника расширения считают, что процесс приведет к увеличению разногласий и размыванию организационного ядра сообщества.
Много лет идут дискуссии о реформе ООН. Одно из ключевых предложений — изменение состава постоянных членов Совбеза. Вот уж этот список точно представляет собой застывший памятник итогам Второй мировой войны.
В Совбезе ООН не представлена самая густонаселенная страна мира — Индия, которая к тому же входит в число крупнейших экономик и обладает ядерным оружием. Нет представителя Африканского континента и, в принципе, Глобального Юга. Также в пятерке Совбеза никак не представлен мусульманский мир.
Но даже изменения состава Совбеза едва ли будет способно значительно повысить эффективность Всемирной организации. В последние десятилетия она доказала свою абсолютную неэффективность в главном деле, ради которого и создавалась. ООН не способна предотвращать и останавливать вооруженные конфликты.
Поэтому, чтобы отвечать требованиям нового мирового порядка, основателям ООН предстоит либо сильно реформировать главную международную организацию, либо даже создать новую.
Не исключено, что новая система международных отношений вообще откажется от единой централизованной глобальной организации и разделится на вечно конфликтующие союзы государств, которые в своей всемирно известной антиутопии «1984», описал Джордж Оруэлл.