Posted 23 сентября, 16:09
Published 23 сентября, 16:09
Modified 24 сентября, 06:24
Updated 24 сентября, 06:24
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
12 сентября ассоциация «Ростелесеть», в которую входят 200 операторов связи, отправила жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на действия Роскомнадзора (РКН).
В ней связисты обвинили чиновников РКН в создании «дискриминационных условий для операторов связи путем неравномерного замедления работы видеоплатформы YouTube, поисковой системы Google и ее сервисов» и попросили открыть дело против подразделения Минцифры по признакам нарушения закона «О защите конкуренции».
Все дело в злополучном письме начальника управления контроля и надзора в сфере связи Роскомнадзора Максима Прыткина своей коллеге по Минцифры, заместителю директора департамента массовых коммуникаций того же ведомства Екатерине Часовской о причинах отключения YouTube, которое «утекло» в Сеть. Связисты обратили внимание на один пассаж, написанный чиновником:
«Дифференциация деградации упомянутого сервиса у различных операторов связи обусловлена различными политиками, применяемыми к сервису на сетях подвижной и фиксированной связи».
В переводе с чиновничьего на русский этот абзац означает, что блокировать будут провайдеров последней мили, а мобильные операторы могут и дальше обеспечивать доступ к YouTube для своих клиентов. Это вызвало недовольство региональных операторов связи, для которых предоставление Интернета — единственный бизнес, в отличие от мобильных сетей. А от них уже побежали клиенты.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин говорит:
— Если мы говорим о дискриминации, то создаются неправомочно разные рыночные условия. С законодательной точки зрения, с юридической РКН не может этого делать. Он не принимает самостоятельных решений. Решение должно принимать правительство РФ или надзорный орган, но не они сами. Они исполнители. В данный момент мы не знаем о существовании такого решения. По сути, эти решения — неправомочные действия. Поэтому операторы обратились в ФАС. Посмотрим, что ФАС ответит.
Антимонопольщики подтвердил получение жалобы. Ответ на нее ожидается не раньше декабря. По закону у ФАС есть месяц на него. Если понадобится, они могут продлить рассмотрение дела еще на два месяца. По итогу разбирательства ведомство может отменить или изменить акты, которые имели признаки нарушения антимонопольного законодательства, как говорят юристы.
Однако в этом случае есть пикантная подробность: никаких «актов» РКН не издавал. В письменном виде документов о блокировке сервиса ни у операторов связи, ни в открытом доступе нет. Имеются только письма в адрес операторов с требованием не убыстрять видеоконтент и не перенаправлять трафик, а также угрозы отступникам лишить лицензии.
Председатель Ассоциации операторов связи АМОР Дмитрий Галушко представляет еще одну Ассоциацию малых операторов связи России. Он говорит:
— ФАС РКН не указ, и в целом понятно, что «ТвояТруба» — политическое дело… Это не про конкуренцию…
Тем не менее в конце прошлой недели из разных регионов страны начала поступать информация о том, что YouTube продолжает работать в мобильных сетях и даже у некоторых интернет-провайдеров фиксированной связи. Перефразируя Ленина, в российском интернете нет «ни мира, ни войны, а YouTube так и не распустили».
— Я не думаю, что YouTube или Google объявят нежелательной организацией. Сегодня ситуация у нас странная. Видно, что чиновники, которые это все затеяли, не просчитывали ситуации. Они не понимали, к чему это все приведет. Количество негативной реакции огромное. Никто не хочет взять на себя ответственность за эту блокировку. А она у нас идет почти два месяца», — напоминает Эльдар Муртазин.
Факт остается фактом: клиенты проводных сетей уходят к мобильным операторам. Дмитрий Галушко считает, что мобильным сетям таким образом просто дали заработать:
— Потому что у них тарифы от потребляемого объема зависят. Больше качаешь — больше платят. А если их ограничить — абоненты и от них будут уходить…
Но это только часть правды. У мобильных операторов возросла нагрузка, подтвердил «НИ» Эльдар Муртазин:
— У мобильных операторов есть опция безлимитного доступа к YouTube. Она дает им примерно 3-4 млрд рублей в месяц. Это большие деньги.
Ирония в том, что, если государство отрежет этот источник финансирования компаний, связь в стране посыплется. Власти ввели по факту госрегулирование цен на услуги связи. Из-за этого российский телекоммуникационный гигант «Ростелеком» уже три года находится в кризисе, говорит эксперт.
Государство практикует такие «договоренности», от которых компании не могут отказаться, не только отрасли связи. Самый яркий пример — цены на бензин на АЗС. По договоренности с нефтяными компаниями рост цен на топливо не может опережать инфляцию. Нефтянка получает деньги из бюджета в виде демпфера и преференции на экспорт.
Такая же методика сдерживания цен существует и для услуг связи. Поэтому для мобильных операторов YouTube не перекрывается и пользователи качают видео без ограничений. Если от мобильных операторов уйдут абоненты, они перестанут получать 4 млрд руб. в месяц. Тогда им не хватит денег поддерживать связь в стране, предупреждает эксперт:
— Исходя из этого, мобильных операторов не могут сейчас тронуть, потому что тогда совсем посыплется связь. Просто банально не будет денег на ее поддержание, развитие. Сейчас урезать этот голодный паек уже некуда. Операторы уже на грани. Если у них отрежут еще 3,5-4 млрд рублей в месяц, то в прямом смысле все посыплется. Там уже нет не просто жировой прослойки — там уже мясо отрезают.
На прошлой неделе некоторые пользователи сообщали, что мертвый YouTube у них вдруг заработал. Народ уже обрадовался и подумал, что этот чиновничий морок прошел. Однако причина «возрождения» американского видеохостинга, а также присутствия программ YouTube в некоторых сетях, несмотря на бан, может быть банальной: у РКН ломается или не хватает оборудования блокировки.
Оснащение крупных узлов связи — приоритет у чиновников. Какой-нибудь «Интерсис» в Апрелевке Московской области с парой сотен домохозяйств РКН не интересует. А если, например, донецкий Matrix и ломается, то большого ущерба политическому благополучию страны не нанесет. Пока там чинится оборудование, граждане могут и посмотреть любимые шоу на YouTube.
Однако эксперты видят, что ошибки накапливаются и Роскомнадзор не справляется, потому что оборудование не выдерживает, оборудование «горит в прямом смысле этого слова», говорит Эльдар Муртазин:
— Поймите, фильтровать такое количество трафика достаточно сложно. Это объемный сервис. Это процентов 20 трафика, который есть в России. Оборудование физически не выдерживает. Это нормально, оборудование не вечное. Но заменить его нечем. Соответственно, за каждый день такой фильтрации способность РКН фильтровать тот же трафик падает. Поэтому им нужно срочно оборудование.
Причины блокировки YouTube в России чисто политические, но последствия его отключения могут быть куда более тяжелыми, чем продвижение скреп в обществе. О чем не подумали чиновники, начиная войну против американского видеохостинга, так это о том, что никаких других операционных систем, кроме американских же, в стране не наблюдается.
Альтернативная операционка «Аврора», разработанная в Новосибирске, уже существует, но для ее доводки нужно 4-5 лет. Чиновники, не дожидаясь разработчиков, двинулись в крестовый поход, даже не думая, что отключение условного «Андроида» уже стало темой для обсуждения среди американских политиков.
— Мы открываем рот и говорим, что есть блокировки. Нам в ответ говорят: отлично, «Андроид», IOS создано не вами. Вы принуждаете нас, и мы сами издадим закон о том, что и мы вам отключаем все эти устройства. Вы сами дали нам козыри в руки. И сейчас ситуация идет к тому, что уже просчитываются варианты отключения устройств или затруднения в их работе. Это вполне реальная ситуация, с которой мы в периоде одного года — полутора лет можем столкнуться, — предупреждает Муртазин.
Сейчас у нас ситуация, когда мы вошли в клетку с тигром, дергаем его за усы, бьем по морде и ждем, когда он нас сожрет. Можно, конечно, быть суицидниками, но зачем, не очень понятно, говорит эксперт.
Накал геополитической борьбы в мире сейчас такой, что многое, о чем раньше даже подумать было нельзя, вдруг становится явью. Никогда не взрывались пейджеры у тысяч людей по сигналу из другой страны. Никто даже в самые темные времена холодной войны не замораживал чужие миллиарды. Пока не было прецедентов, что в одночасье возьмут и отключат целую отрасль экономики. Эльдар Муртазин не считает такое развитие событий невероятным:
— Не было примеров до недавнего времени, а скоро мы можем с этим столкнуться. И тогда в прямом смысле этого слова жизнь в стране на какое-то время замрет. Я не люблю апокалиптические сценарии, но мы не просто играем с огнем, мы сидим на пороховой бочке, кидаем в нее горящие спички и ждем, что будет. Рванет рано или поздно.
И еще немного техники, или почему операторы связи не заинтересованы в развитии «ВКонтакте» и RuTube
Российские интернет-провайдеры лучше других знают, как НЕ готова страна к своим видеохостингам.
Передача видео требует большой мощности сетей. Google научился обходить эту проблему, предоставляя операторам связи кеширующие устройства. Российские компании получали от американцев эти устройства не только бесплатно. Дмитрий Галушко подтверждает:
— Наши ресурсы типа RuTube или «ВК Видео» за свои средства не ставят операторам кеширующие серверы, а Google ставил и даже до СВО платил за это!
Помимо чисто технических проблем, которые теперь провайдеры будут решать сами, есть еще более неприятная проблема — на российских сервисах мало интересного контента. Клиенты не переходят туда еще и потому, что, пока есть возможность скачивать программы YouTube, никакие уговоры из самых высоких кабинетов не могут подвигнуть «глубинный народ» изменить привычки смотрения.
Лучший вариант для всех участников блокбастера «YouTube и РКН» — воспользоваться паузой, пока ФАС рассматривает жалобу, и пересмотреть стратегию. Своей операционки за это время не появится, как и нового оборудования. Денег на поддержание мобильных операторов связи в бюджете тоже больше не станет.
А любители садов-огородов и детских мультфильмов только спасибо скажут, если все вернется на круги своя. Но надежд на это мало. «Твою трубу рано или поздно закроют», — уверен Дмитрий Галушко.