Мария Соколова
Конечно, есть одна оговорка: пилотируемые миссии будут возможны только в том случае, если не возникнет никаких проблем с посадками беспилотных кораблей.
«НИ» попытались разобраться, полеты на Марс — это реальность ближайшего будущего или просто фантазии больного воображения?
Самая популярная ракета в мире Falcon 9 от SpaceX в этом вопросе не помощник. Даже с учетом того, что существует модификация сверхтяжелого класса — Falcon Heavy, нужно придумать что-то новое.
В 2012 году на Марс был отправлен марсоход Curiosity на ракете Delta V — ее предельные возможности не сильно отстают от Falcon 9. Но она смогла доставить только марсоход массой менее 900 кг, на котором было установлено всего лишь 80 кг научного оборудования. Для первых исследований Марса неплохо, для колонизации Красной планеты — катастрофически мало.
Поэтому именно с целью полета на Марс разрабатывается система Starship. Так называется и вся ракета-носитель в сборе, и непосредственно космический корабль, который отправляется на Марс, беспрецедентно большой (длина 50 м, сухая масса — 120 тонн, запас топлива — 1200 тонн), беспрецедентно необычный (создан из нержавеющей стали), беспрецедентно универсальный (способен сам приземляться на Землю и иные планеты).
Если все существующие марсианские корабли использовали массивные теплозащитные экраны и парашюты для посадки, то Starship будет садиться на хвост, как Falcon 9 при возврате на Землю.
Есть только один маленький, но важный нюанс: способного успешно летать Starship еще не существует. В июне прошли суборбитальные испытания — корабль смог на относительно небольшой скорости войти в атмосферу и достигнуть поверхности. Но была выявлена масса слабых мест. К тому же на Земле Starship будет ловить огромная стальная клешня — Mechazilla, а на пустынном Марсе придется садиться на неподготовленную поверхность. Пока наработки для такой посадки не представлены.
Задержки сроков происходят на всех этапах. По первым планам Маска, озвученным в 2016 году, пилотируемый полет на Марс должен был состояться еще в 2022-м. Во-первых, у Илона Маска свое собственное времяисчисление — еще ни один из его проектов не был реализован вовремя, а во-вторых, многое упирается в бюрократию.
SpaceX может месяцами и годами ожидать разрешения на полеты от американских властей. По плану, очередной испытательный полет должен был произойти в августе — начале сентября. Но до сих пор ничего не известно о его дате.
Отправить марсоход, как показывает практика, не проблема. Первые автоматические станции успешно отправлял еще Советский Союз. Создание обитаемой базы — совсем другое дело.
На протяжении всего полета людей в корабле будет облучать космическая радиация — в межпланетном пространстве нет магнитного поля, которое защищает космонавтов на орбите Земли. Поэтому лететь на Марс надо максимально быстро. Curiosity добирался до Красной планеты более 8 месяцев ради экономии топлива. Чем медленнее летишь, тем меньше надо брать с собой топлива, но зато больше полезного груза. Полет за 100 дней требует сжечь в разы больше топлива, чем полет за 200 дней.
Маск же планирует, что его корабли будут долетать до Марса за 80 дней. Это означает, что все топливо, которым Starship будет заправлен на орбите Земли, израсходуется на разгон и торможение.
Пока на Марсе не будет создана инфраструктура для производства жидкого метана и жидкого кислорода (в атмосфере Марса кислород есть, но его там всего лишь 0,16%, а механизм появления незначительных объемов метана в атмосфере еще не изучен), на которых работают двигатели Starship, возвращение на Землю невозможно. У колонистов будет билет только в один конец, и без подвоза продуктов они обречены на голодную смерть.
Жизнь на Марсе тоже не сахар. Температура на поверхности колеблется от экстремальных -153 градусов до вполне приятных +30 градусов. Плотность марсианской атмосферы в 142 раза ниже земной, магнитное поле у планеты отсутствует — Марс не способен защитить людей от космической и солнечной радиации. Вся надежда на созданные руками человека укрытия и скафандры. Ни тех, ни других пока не существует даже близко. От метеоритов такая тонкая атмосфера тоже слабо защищает.
Глава SpaceX ранее предлагал различные варианты нагрева Марса: греть атмосферу термоядерными взрывами, чтобы растопить ледники и спровоцировать парниковый эффект, или вывести на орбиту Марса тысячи спутников с зеркалами, чтобы солнечный свет нагревал поверхность. По мнению экспертов, термоядерные взрывы могут привести к обратному эффекту — атомной зиме, а эффективность зеркал слишком низкая.
При текущим уровне развития технологий долететь да Марса возможно, но выжить там почти нереально.
Колонизация Марса давно будоражит умы людей. Первыми подключились писатели-фантасты, а потом уже — ученые и предприниматели. К настоящему моменту известно несколько проектов, моделирующих жизнь на Красной планете. Они направлены на изучение двух важных моментов — как люди могут уживаться и решать проблемы в длительной изоляции от привычного мира и как добиться самообеспечения колонии хотя бы элементарными ресурсами — воздухом и едой.
NASA в феврале 2024 года объявило набор людей на участие в программе CHAPEA — второй по симуляции жизни на Марсе. До этого были досрочно закрывшиеся и не добившиеся результата частные программы Inspiration Mars и Mars One.
Однако в рамках миссии CHAPEA участники проведут на базе площадью 160 кв. м только 378 дней — ничто по сравнению с фактически пожизненным заключением на Марсе. К тому же большинство экспериментов по изоляции человека (на МКС хотя бы есть прямая связь с Землей, доступ в Интернет), проводимых с 40-х годов прошлого века, имеют схожий результат: сначала у подопытных снижается активность, потом начинаются галлюцинации.
Человечество пока еще бесконечно далеко от реальной колонизации Марса, но именно Илон Маск ближе всего к достижению этой цели. У других стран таких планов в обозримой перспективе нет в принципе. Все сначала изучают возможности человека. В России, кстати, тоже проводился этап исследований международной программы SIRIUS — людей запирали в камере на 8 месяцев для изучения их поведения.