Posted 10 сентября, 13:28

Published 10 сентября, 13:28

Modified 10 сентября, 13:30

Updated 10 сентября, 13:30

Пожилые люди по-прежнему рискуют быть обманутыми

Кешбэк на лекарства в виде наживки: мошенники начали прикидываться медиками

10 сентября 2024, 13:28
Фото: 1MI
Пожилые люди по-прежнему рискуют быть обманутыми
Сюжет
Деньги
Телефонные мошенники продолжают совершенствовать способы обмана россиян, прежде всего пожилых людей. С недавних пор жулики стали бить в самое важное, что заботит человека, — в его здоровье. «НИ» рассказывают, как распознать мошенников от медицины.

Иван Зубов

Телефонное мошенничество успешно осваивает новую область — здравоохранение. Теперь аферисты все чаще представляются своим жертвам не «сотрудниками службы безопасности банка» или «офицерами ФСБ», а работниками поликлиник или страховых медицинских агентств. Но суть их обмана остается прежней.

Напомним, что в 2023 году они смогли украсть у доверчивых россиян 15,8 миллиарда рублей, а в первом квартале 2024-го — еще 4 миллиарда. По словам директора департамента информационной безопасности Центробанка (ЦБ) РФ Вадима Уварова, за первые три месяца этого года телефонные мошенники совершили 13 миллионов атак на сбережения россиян, попытавшись похитить примерно 2 триллиона рублей. Это значит, что эффективность их деятельности составила 0,002%. Вроде бы и немного, но жертвам от этого не легче.

Новый обман — помощь в экономии на лекарствах

По новой схеме обмана телефонные мошенники предлагают россиянам установить новое приложение «от Минздрава», чтобы затем получить положенный им «кешбэк» за купленные по рецептам лекарства. По данным РЕН ТВ, в эту ловушку попалась пожилая москвичка, с банковской карточки которой злодеи украли 287 тысяч рублей.

Позвонив ей через мессенджер, они представились сотрудниками поликлиники и рассказали, что все пациенты должны перейти с системы страхования ЕМИАС на другую, разработанную Минздравом РФ. Но для этого необходимо скачать специальное приложение ведомства по инструкции, которую они любезно продиктуют. Потом, поскольку она является инвалидом, она сможет, по их словам, получить кешбэк на сайте своего банка. Но, после того как на ее экране появилось окно загрузки «кешбэка», она уже не смогла зайти в приложение банка.

Пенсионерка как раз в это время проходила обследование в поликлинике, а потому поверила аферистам. Каким именно образом ее деньги были списаны со счета, она не знает: по ее словам, кроме названия банка, никаких кодов, номеров своей карточки она им не называла.

Полис ОМС действует бессрочно

Эксперты отмечают, что в других случаях мошенники, как правило, сообщают своим «клиентам», о том, что у тех возникли проблемы со страховым полисом, для решения которых нужно незамедлительно скачать приложение, подтвердить СМС-код или перевести деньги.

По словам специалиста по безопасности Алексея Малахова, чаще всего аферисты ссылаются на то, что у их жертвы якобы закончился срок действия полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) и если его не продлить срочно, то он лишится бесплатной медицинской помощи. Не нужно никуда ехать, можно сделать это прямо сейчас по телефону, убеждают они.

Потерпевшие граждане России, а они, как правило, люди пожилые, забывают о том, что полисы ОМС для них бессрочные, их не нужно ни менять, ни продлевать.

Для продления полиса ОМС аферисты предлагают немедленно скачать приложение Минздрава со специального сайта. Причем ни на Google Play, ни на App Store этого, по их словам, сделать невозможно в связи с антироссийскими санкциями, а в отечественном магазине RuStore такого приложения просто нет, поскольку оно «новое и его не успели добавить».

И жертва послушно скачивает приложение, которое на самом деле представляет собой программу для удаленного доступа к смартфону. После этого аферисты видят все, что происходит на ее экране.

А затем дело техники: жертву просят зайти в приложение банка, чтобы якобы скачать оттуда свои «биометрические данные», необходимые для заключения нового договора с Минздравом, или, как в случае с кешбэком, получить там деньги, которые ей причитаются. Потому они и не просят номера карточки — у них все уже есть.

Далее они отключают на экране жертвы изображение, пояснив это тем, что приложение якобы «сканирует» или «синхронизирует» новые данные. Как раз в это время они и крадут деньги жертвы с ее счета. А некоторые, самые шустрые, умудряются еще и оформить, и забрать себе кредит.

Мошенничество с «бесплатным» обследованием

Эксперты называют и другие виды мошенничества, которые связаны с ОМС. К примеру, аферисты могут позвонить «из поликлиники», чтобы записать жертву на какое-нибудь якобы необходимое обследование — рентген, флюорографию или диспансеризацию по поводу последствий пандемии ковида. После того как с ними согласованы дата и время обследования, они просят подтвердить эту «запись» СМС-кодом с портала «Госуслуги» и тем самым получают доступ в учетную запись жертвы.

Точно так же они могут отправить на мессенджер вместо СМС-кода «талон о записи». Жертва переходит по этой ссылке, а мошенник получает доступ к ее гаджету и банковским приложениям.

Стоит запомнить, что мошенники, звонящие по поводу перевыпуска полиса ОМС, хотят получить от своей жертвы:

— номер полиса ОМС;

— СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета);

— паспортные данные (серия и номер);

— адрес регистрации и проживания;

— контактные данные (номер телефона, электронная почта);

— информацию о банковских картах (номер, срок действия, CVV-код);

— доступ к аккаунту на «Госуслугах».

Главное в разговоре — не волноваться и не торопиться

Определить, что звонит мошенник, не очень сложно, главное тут — спокойствие. Обычно такие люди стремятся вывести свою жертву из равновесия, чтобы та стала послушной.

Во-первых, они звонят через мессенджеры, представляясь «сотрудником страховой организации» или «майором ФСБ», что само по себе невозможно: представители настоящих государственных или коммерческих структур всегда звонят только по телефону.

Во-вторых, они просят СМС-код от «Госуслуг», который давать нельзя никому вообще, в том числе и искусственному интеллекту, и об этом должны знать все. Но, если жертва взволнована неожиданным звонком и напором собеседника, она способна и проговориться — на то и расчет.

В-третьих, аферисты, как правило, торопят свою жертву, угрожая ей какими-нибудь неприятностями, что тоже действует угнетающе.

Ну и, наконец, просьба срочно установить приложение — это вообще за рамками здравого смысла, какими бы мотивами аферисты это ни объясняли.

Самое же неприятное состоит в том, что оспорить взятые от имени жертвы кредиты или сделанные переводы очень сложно, поскольку жертва сама оформляет их с собственного устройства.