Генеральный директор юридической фирмы «Афонин, Божор и партнеры» Михаил Божор отметил, что многие положения нового закона в достаточной степени не решают проблем отрасли.
Одной из основных трудностей до принятия правовой нормы было взаимодействие майнеров с банками и налоговой. По словам юриста, раньше был небольшой процент бизнесменов в сфере криптовалют, которые и так платили налоги. Однако основная часть участников рынка работала всерую. Отныне, чтобы легально вести майнинговую деятельность, необходимо зарегистрироваться в специальном реестре. За ним будет следить Минцифры.
«Отдельные майнеры, которые хотели снизить вероятность дальнейших претензий к ним со стороны налоговых органов, рассчитывали, сколько они намайнили криптовалюты, какие расходы они на это понесли. Затем минусовали расходы на майнинг и покупку криптовалюты, подавали на основании этих данных декларацию и платили налог. То есть это те, кто хотел показать, что средства на их счетах получены легальным образом и с них уплачены налоги, — сказал эксперт. — Теперь тем, кто ведет свою деятельность полностью вбелую будет проще. Раз они все время платили налог, то будут не против включиться в создаваемые реестры».
Теперь же у тех, кто захочет перейти в правовое поле, банки с высокой долей вероятности запросят информацию по транзакциям за предыдущие годы. Таких операций у бизнесменов, занимающихся криптой, будет бесчисленное множество. Если лицо не вело соответствующий учет, то его счета в банке будут заблокированы.
А вот основная масса генерировавших криптовалюту никакими налоговыми вопросами «не заморачивалась». Они вряд ли добровольно готовы будут пойти на включение в реестр, поскольку это предполагает предоставление контролирующим органам значительного объема чувствительной информации — адресов кошельков, данных об оборотах средств.
«По факту они должны будут делиться очень большим количеством данных — идентификатор кошелька, количество намайненой валюты, обороты, — констатировал Божор. — Пока нет жесткой ответственности, никто этим заниматься не будет, поскольку это создает для них большие риски».
Специалист обратил внимание, что майнеры, привыкшие работать в состоянии правовой неопределенности, не будут торопиться переходить в полностью легальное поле. Для того чтобы их привлечь необходимо либо предложить существенные преимущества, либо ввести жесткие наказания. Пока закон не предусматривает ни того, ни другого.
«Существенной мотивации для участников рынка нет. В качестве стимулов могли бы быть, например, налоговые льготы или какие-то пониженные тарифы на электричество. Или нужна какая-то очень жесткая ответственность для тех, кто скрывает майнинг, — отметил гендиректор юридической фирмы. — Вопрос, какой именно метод выберет государство после того, как поймет, что не слишком многие стремятся быть включенными в реестр».
Государство же, напротив, стремится повысить стоимость электричества для майнеров. Минэнерго не раз выступало с соответствующей инициативой. В марте ведомство представило проект постановления правительства. Согласно документу тарифы для криптоферм должны были повыситься в 5-10 раз. Энергетики инициативу не оценили. Специалисты считают, что подобная мера привела бы к росту количества судебных тяжб с потребителями и увеличению объемов задолженности за электроэнергию.
В качестве позитивного примера специалист привел введение упрощенной системы налогообложения. После ее появления налогоплательщики просто посчитали, что разумнее и выгоднее всю бухгалтерию вести в открытую в легальном поле. Налоговые расходы стали ниже, чем затраты на обналичивание средств и сокрытие доходов. Это позволило привлечь дополнительные поступления в государственный бюджет.
«А здесь пряника не видно. Есть только обязанности, но никаких преференций не видно. Единственно, возможно, просто будет легче взаимодействие с банками и ЭСК», — добавил собеседник «НИ».
Таким образом, новый закон в его нынешнем виде едва ли позволит значительно увеличить налоговые поступления. Напомним, авторы законопроекта рассчитали, что легализация майнинга может принести бюджету до 50 млрд рублей в год.
Еще одной положительной для государства мерой могла бы стать большая прозрачность криптосреды. Согласно новому законодательству, при включении в государственный реестр майнеры обязаны предоставить адрес своего криптокошелька. Минцифры должно по запросу предоставлять информацию Росфинмониторингу, ФСБ и ФНС.
«Соответственно, Минцифры сможет делиться с правоохранительными и контролирующими органами данными, которые позволят предотвратить отмывание денег, финансирование терроризма и другие преступления, — сказал юрист. — Однако весьма сомнительно, что те, кто намерен использовать кошельки в противозаконных целях, станут делиться информацией с Минцифры и сдавать отчетность».
Еще одно важное положение закона запрещает рекламу криптовалюты и криптобирж. Эта оговорка ограничивает деятельность криптанов, но одновременно несет в себе и важное преимущество.
«К сожалению, сейчас очень большое количество рекламы криптовалюты — это реклама недобросовестная. Если люди переходят по таким объявлениям, то, как правило, попадают к мошенникам. Они переходят на площадки, которые похожи внешне на криптобиржи, возможно, даже получают сначала какую-то прибыль, — сказал Божор. — Но в конце концов теряют свои средства. Поэтому здесь можно найти некоторые причины принять такое решение. Соответственно, если будет запрещено распространять рекламу крипты, сужается поле для деятельности мошенников».
Одновременно с этим добросовестные участники рынка не смогут создать крупную криптобиржу на территории России. Ряд специалистов задаются вопросом, как теперь переводить намайненные биткоины в рубли, которыми необходимо платить за электричество. Кроме того, запрещается не только реклама, но и предложение крипты неограниченному количеству лиц. То есть, если у майнера на сайте будет предложение криптовалюты или биржи, то эти объявления попадут под ограничения, даже если их не признают рекламой. Это может привести к блокировке ресурса.