Posted 2 августа, 11:54
Published 2 августа, 11:54
Modified 2 августа, 11:56
Updated 2 августа, 11:56
Мария Соколова
КНР из-за угрозы вторичных санкций все решительнее блокирует платежи от российских компаний: уже 80% платежей возвращается обратно. Импорт китайских товаров в один прекрасный момент может быть просто заблокирован. А эти товары окружают нас повсюду: одежда, электроника, детали машин, промышленное оборудование.
Китай запросто может обрубить все поставки в Россию: его экономика этого даже не заметит, так как на РФ приходится всего лишь 3,3% экспорта КНР. США и ЕС вместе потребляют почти 30% китайского экспорта. Когда встает вопрос, кому отдавать предпочтение, то выбор прост. И, увы, он не в пользу нашей страны.
Поэтому лазеек для проведения оплат становится все меньше. Юани, купленные в России на Мосбирже, китайские банки теперь иногда относят к категории «грязных», то есть полученных преступным путем.
Руководитель проекта сервиса международных переводов для бизнеса UmintPay Александр Анненко поясняет, что мошенничество при совершении переводов в Китай через посредников действительно может иметь место.
— Негативный образ юаней из России, вероятно, связан с ростом числа мошенников, выступающих в роли платежных агентов. Они предлагают компаниям низкую комиссию на переводы и, когда получают от них средства в рублях, через свои аффилированные лица отправляют китайским партнерам «грязные» юани, добытые преступным путем.
Эксперт добавляет, что даже при работе с немногочисленными банками, которые еще не разорвали отношения с Россией, приходится сталкиваться с большими комиссиями и рисками.
— Время проведения платежа может доходить до 20-25 дней, при этом платеж могут вернуть назад и удержать комиссионный сбор банка-корреспондента.
И вот забрезжила новая надежда: депутаты и сенаторы разрешили российским компаниям работать с криптовалютами.
История с легализацией майнинга тянулась несколько лет. Даже антироссийские санкции 2022 года не могли ускорить принятия закона: обсуждение погрязло в спорах между Минфином, который предлагал легализовать майнинг и использование крипты для международных расчетов, и ЦБ, который выступал решительно против любого использования криптовалют.
По мнению регулятора, всем должно хватить цифрового рубля, который до сих пор находится в стадии тестирования, и цифровых финансовых активов, которые уже регулируются в России.
Планы, по словам соавтора инициативы депутата Антона Горелкина, просто наполеоновские.
— Мы рассматриваем криптовалюты как инструмент обхода санкций и точку высокотехнологичного экспорта. Сегодня Россия занимает второе место по майнингу, и я уверен: после того как появится регулирование этой сферы, мы выйдем на первое место, обогнав США.
Законодатели вывели майнинг криптовалют (то есть их добычу) из теневой зоны. Нужно только зарегистрироваться в соответствующем реестре Минцифры, отчитываться о добытой крипте и раскрыть информацию о своих кошельках. Физлица тоже могут майнить, но с ограничением по энергопотреблению.
Начало выглядит многообещающе. Но самое главное — после вступления закона в силу отечественные предприятия смогут использовать криптовалюту для международных расчетов. Вот это может стать настоящим прорывом!
Криптовалютные расчеты призваны пробить брешь в санкционной блокаде. Для обмена криптовалютой не нужны банки, не надо проходить валютный контроль. Все переводы идут напрямую через децентрализованные системы. Их так просто не заблокировать.
В Госдуме утверждают, что первые операции в рамках нового закона пройдут уже до конца 2024 года. Но импортеры тут же столкнутся с серьезными преградами, поясняет основатель telegram-канала «Все о блокчейн, мозге и Web 3.0» Ани Асланян.
— Совершать сделки с криптой позволят только майнерам, которые ее добыли сами. А этим занимаются лишь крупные компании и корпорации, в основном экспортеры.
Вот и Александр Анненко считает, что в нынешнем виде массово перейти на расчеты в крипте физически невозможно.
— Если говорить о доле импортеров, использующих криптовалюту, то она достаточно мала. Объем майнинга в России составляет порядка двух миллиардов долларов в год, что составляет небольшую часть общего импорта. Если криптовалюта приобретена на бирже, это может создать дополнительные риски и сложности при ее использовании.
Нельзя просто пойти на биржу, купить там биткоинов побольше, как покупаете юани, и рассчитаться ими с поставщиками. Это вне закона. Но и такие количественные ограничения — еще не все.
Александр Анненко дополняет, что китайцы предпочитают в качестве оплаты принимать особую криптовалюту под названием USDT.
— USDT или Tether — это стейблкоин, привязанный к доллару США, что делает его относительно стабильным и предсказуемым инструментом для международных платежей.
Но вот незадача: USDT невозможно майнить в принципе. Такая опция не предусмотрена. USDT можно только купить.
Получается странная ситуация: разрешили использовать крипту для обхода санкций, но сильно ограничили круг лиц, которые могут это делать, плюс разрешили использовать те валюты, которые неинтересны китайским поставщикам. Как будто наши власти сами стремятся соблюдать антироссийские санкции.
Пока удается избежать дефицита товаров из Китай за счет повышения цен — покупатели оплачивают все хитрые обходные схемы и риски импортеров. Но это еще цветочки. Чем больше закручивают санкционные гайки, тем выше риск получить пустые полки в магазинах.