Юлия Литвиненко
Едва только стих резонанс после новости о том, как российская певица, народная артистка РФ Лариса Долина, доверившись аферистам, лишилась элитной квартиры в Москве и крупной суммы денег, как теперь стало известно, что певица пытается продать еще одну недвижимость — на этот раз заграничную, в Юрмале.
Об этом она заявила в ответ на реплику композитора Игоря Крутого. Тот говорил, как 20 лет назад полузаброшенная Юрмала расцвела после того, как россияне начали проводить там «Новую волну» и массово покупать недвижимость, как, например, певица Долина.
«Есть такое. Пытаюсь продать. Меня ж запретили там. Вообще на всю жизнь», — отреагировала артистка.
В настоящее время «проданная» мошенникам квартира Долиной находится под арестом, а следствие изучает все детали преступления, ряд подозреваемых в совершении аферы задержаны.
Впрочем, история с Долиной по-прежнему вызывает у многих вопросы, а недавно и вовсе получила неожиданную альтернативную версию. Так, на днях некоторые СМИ написали, что артистка якобы планировала избавиться от российской недвижимости и покинуть страну, однако, видимо, что-то пошло не так и певице пришлось устроить «спектакль», выдумав историю с мошенниками.
Между тем после произошедшего с Долиной о попытках «развода» рассказали и другие представители российского шоу-бизнеса. Например, певец Николай Басков тоже признался, что едва не стал очередной жертвой мошенников.
По его словам, ему позвонили «из Кремля» и сказали, что его якобы ищет заместитель руководителя администрации президента Дмитрий Козак.
«Дали телефон, я перезвонил по этому номеру. Услышал голос, действительно похожий на Козака. Мне он сообщил: „Мы с Мантуровым Денисом Валентиновичем (первый зампредседателя правительства РФ. — Прим. ред.) находимся в Курске и знаем, что вы помогаете. Мы вам сейчас пришлем счет, на него надо перечислить 9 миллионов 800 тысяч рублей. Обязательно укажите в переводе, что эти деньги пойдут на медицинские услуги“», — рассказал Басков.
Певец почувствовал неладное и перезвонил «куда нужно». В итоге выяснилось, что Козак в Курск не уезжал. Басков добавил, что заявление на мошенников писать не стал, но номер телефона, с которого ему звонили, передал правоохранительным органам.
«Мы иногда доверчивы очень. Артисты, они же как дети», — посетовал Басков.
После случая с Долиной с мошенниками столкнулась и другая певица — Ирина Дубцова. По ее словам, злоумышленники от ее имени пытались вымогать деньги.
Певица рассказала, что аферисты получили доступ к ее контактам и стали написывать друзьям и коллегами знаменитости с просьбой дать денег.
«С моего номера (якобы с моего) пишут моим друзьям и коллегам и просят перевести миллион рублей и другие суммы. Это, естественно, не я! Ничего никому не переводите. Это мошенники», — предупредила Ирина.
На прошлой неделе обмануть попытались 53-летнюю телеведущую Леру Кудрявцеву. Знаменитость, ответив на звонок, включила громкую связь. Звонивший представился терапевтом и предложил Кудрявцевой пройти обследование. Взамен он попросил звезду продиктовать ему номер ее СНИЛСа.
Поняв, что звонивший — мошенник, Кудрявцева продиктовала произвольный набор цифр, выдав его за пароль от «Госуслуг», а затем положила трубку.
Среди других звезд, ставших жертвами мошенников, в частности:
О том, что число атак телефонных мошенников на звезд шоу-бизнеса и других публичных персон в последнее время выросло, подтвердили и в пресс-службе «Сбера».
«Звонки поступают звездам шоу-бизнеса, высокопоставленным персонам, а также деятелям образования и науки. За последний месяц известно около десятка успешных случаев хищения, некоторые из них стали публичными», — отмечается в релизе.
Так, с начала года были предотвращены мошеннические операции на сумму 180 млрд рублей, в том числе хищения со счетов известных публичных персон.
Помимо того что знаменитости более платежеспособны по сравнению с обычными россиянами, участившиеся атаки аферистов в отношении публичных персон также могут быть связаны с доступностью информации о них.
Как указал член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин, публичные люди зачастую сами предоставляют такую информацию: делятся своей жизнью в социальных сетях, участвуют в различных публичных мероприятиях, дают интервью. Все это в итоге делает их легкими целями для мошенников. Открытую информацию аферисты могут использовать для создания правдоподобных легенд и схем.
Еще одной причиной называют успешные примеры «развода» звезд. Сегодня сведения об «удачных» мошеннических схемах мгновенно распространяются, и их перенимают уже другие преступники.
По словам юриста, специалиста по криминальной психологии Александра Хаминского, «деятельность» мошенников основана на нескольких принципах:
Эксперт указал, что аферисты могут прислать служебное удостоверение, назвать адрес УВД, где они «служат», и фамилию начальника. Как правило, мошенники пользуются приемами нейролингвистического программирования и могут за несколько минут морально сломать человека, добавил Хаминский.
Нейролингвистическое программирование представляет собой систему психологического воздействия на личность. Считается, что она помогает улучшить эмоциональное состояние, а также научиться с легкостью добиваться желаемого.
Психоаналитик Алина Тимошкина добавляет, что в сети мошенников жертв зачастую толкают страх, алчность либо чувство исключительности.
Также злоумышленники звонят пожилым людям от имени детей, играя на родительских чувствах и создавая такую эмоциональную среду, где жертва оказывается максимально уязвимой, а мошенники выступают в роли спасателей.
В случае с Долиной, считает клинический психолог Станислав Самбурский, мошенники, вероятно, предприняли шаги, которые создавали иллюзию честности и делали жертву «более пластичной».
«Пожилые люди более уязвимы, более доверчивы и менее склонны к обсуждению проблем с другими. На протяжении трех месяцев запросто можно удерживать внимание жертвы, как минимум постепенно увеличивая требования, создавая ложное чувство безопасности и доверия», — пояснил эксперт.
Скорее всего, предположил он, мошенники стремились изолировать свою жертву, чтобы она не обсуждала с окружающими сложившуюся ситуацию, одновременно с этим давя на чувство ответственности или чувство долга.