Posted 27 августа, 14:14
Published 27 августа, 14:14
Modified 27 августа, 14:17
Updated 27 августа, 14:17
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Для туроператоров, отправляющих россиян на отдых по стране, сезон-2024 может оказаться рекордным. Специалисты отрасли говорят, что, если все пойдет, как сейчас, количество поездок перешагнет порог в 100 млн.
— Сезон в целом был удачным. Все регионы, правда, в разной степени, прибавили проценты турпотока. Кому-то повезло больше. Крым прибавил больше 50% по сравнению с сезоном 2023 года, Краснодарский край скромно прибавил 5%, но так как это самый многочисленный по посещаемости регион, то 5% — это почти 1 млн человек, — рассказал «НИ» генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
В целом популярные места отдыха соотечественников практически не изменились — это Москва, Петербург, Краснодарский край и Крым. Балтийские курорты безнадежно переполнены, в Дагестане и горах Кавказа остановиться практически негде. Здесь все по-старому.
Примечательно, что теперь в туристической отрасли результаты работы измеряют не в людях, а в поездках. Популярным становится совмещение деловых поездок и отдыха. По этому пути идет Москва. С одной стороны, это бизнес-столица, но с другой — город-курорт с огромными возможностями для досуга. Здесь люди удачно совмещают эти формы, описал «НИ» новые возможности президент РСТ Илья Уманский:
— Бизнес-туризм с формами отдыха — путь, по которому должны идти большие города. Кроме того, у нас меняется потребление. Люди начинают дробить свои поездки. С одной длинной — привычный отдых в санатории в течение 21 дня — заменяется на несколько поездок в году, но на более короткий срок. В связи с этими тенденциями хорошо развиваются курортные места вокруг центров проживания, когда есть возможность выехать на выходные, присовокупив еще день-два. Никуда не нужно лететь, можно доехать на машине и отдохнуть.
Это не единственная новая тенденция, с которой столкнулась отрасль.
Сочи и Адлер могли принять больше туристов, если бы не самолет. Сергей Ромашкин рассказал «Новым Известиям», что в начале августа полет в Сочи туда-обратно без багажа обошелся ему в 30 тысяч рублей:
— Лучшие проценты роста числа туристов — у Анапы и Геленджика, хуже — у Адлера и Сочи, потому что транспорт стал играть очень важную роль в выборе. Анапа и Геленджик выиграли, потому что основной поток туристов прибывал на собственных автомобилях. До Анапы добраться существенно быстрее и проще, чем до Сочи или Адлера. Летать туристы избегают, так как билеты очень дорогие.
Но и железная дорога не сильно отличается от авиатранспорта. В поездах либо нет мест, либо цена на билет зашкаливает. «НИ» попытались купить билет на 30 августа из Адлера в Москву. Единственный вариант, который предложили на сайте, была поездка с пересадкой в Ростове-на-Дону за удивительные 89 тысяч рублей. В один конец!
Для большинства семей нет никакой возможности отдать за билеты 300-400 тысяч рублей на семью, если, конечно, не заказывать их за полгода. Но кто же в России планирует следующий отпуск текущим летом? Не немцы чай. Остается единственный путь — на машине.
Если кто-то отправляется с семьей на Черноморское побережье Кавказа, то дорога в Сочи займет у него на 8-9 часов больше, чем до Анапы. К тому же туристы могут ездить на своей машине, не платя дополнительных денег за автобус и экскурсии.
«Машина стала нашим всем, и турпоток растет только в тех местах, куда можно доехать на личном транспорте», — говорит эксперт.
В Крым можно доехать только на своей машине, поэтому на полуострове преимуществом становится относительно дешевое жилье.
Половина номерного фонда страны располагается в столицах — Москве и Петербурге, на Черноморском побережье Кавказа и в Крыму.
— Москва и Петербург не страдали даже летом от дефицита. Максимум, что грозило тем, кто не смог поселиться в центре города, вынуждены были отъехать на расстояние нескольких станций метро. Москвичей этим не удивишь. Понятно, что в пик сезона не все могут жить в центре столицы, так не бывает. В Москве, Петербурге, Казани, там же Сочи дефицита отелей нет. Если инвесторы планируют строиться, надо точно выбирать нишу, расположение, смотреть цены, — считает Сергей Ромашкин.
Если брать все виды гостиниц, то Россия входит в пятерку стран — лидеров гостинично-номерного фонда. В этом ничего удивительного нет, если брать во внимание размеры страны, говорит Илья Уманский. Но, если говорить о качестве номеров, здесь картина другая:
— Таких оценок давно не проводили, но еще лет пять назад эксперты говорили о том, что доля качественного номерного фонда в стране не превышает 10%. Я думаю, что за прошедшее с тех пор время мы не очень далеко ушли от этого показателя.
Если гостиницы в РФ и строились, то только маленькие. Средняя численность номеров на одну гостиницу составляет 35 комнат. А как же аквапарки, гектары территории, собственные рестораны-магазины и все увеселения, как в Турции?
Илья Уманский рассказал «НИ», что в стране не хватает как минимум 25-30% номерного фонда, который следует добавить к существующему. Только тогда можно достойно разместить весь турпоток. Но для этого у инвесторов должны быть деньги:
— Очень небольшое количество предпринимателей имеют просто в кармане такие деньги и способны реализовывать большие гостиничные проекты. Они капиталоемкие, требуют больших инвестиций. По крайней мере, масштабируются и развиваются на заемные средства. Даже если у какого-то инвестора есть деньги на один проект, то на два-три-пять или десять таких средств не найти.
Государство предприняло попытку субсидировать строительство гостиничных комплексов и даже провело отбор проектов, однако из списка выбыли очень многие из них. Виноваты СВО, инфляция и резко подорожавшие заемные средства.
— Есть общая фискальная проблема, связанная с крупными гостиничными комплексами. Существует фискальный перегрев у гостиничных проектов, работающих на общем налоговом режиме. Вопрос не в ключевой ставке, а в стоимости заемных средств, которая приемлема для инвестора при реализации проектов. Я думаю, что ставка привлечения средств должна быть в пределах 5-6%. В этом случае проекты можно достаточно смело реализовывать, — полагает эксперт.
Таких дешевых денег в стране нет.
Напротив, маленькие гостиницы работают по упрощенной налоговой схеме. Государство, поддерживая малый бизнес, надеется, что со временем он разовьется в большой. Но в области туризма этого не происходит. Гостиница или хостел как были на 20 номеров, так и останутся. Предприниматели, которые инвестируют в большие комплексы, платят в 3,5 раза больше налогов, чем владельцы мини-гостиниц.
— Такие методы подталкивают к строительству малых гостиниц, но в большем количестве. Гораздо выгоднее построить несколько маленьких гостиниц, чем одну большую, — описывает ситуацию Уманский.
Окупаемость туристических объектов крайне медленная, поэтому желающих строить современные гостиничные комплексы при ключевой ставке в 18% и налоге на имущество в стране нет.
Поэтому недостающие сейчас площади не появятся и на будущий сезон, хотя потребность в них возникла не вчера.
— Есть ряд регионов, где ощущается острый дефицит. Он сложился не в этом году, а в прошлые годы. Например, Кисловодск, в Дагестане проблемы с размещением, в Калининграде, особенно в прибрежной зоне — Светлогорске, Зеленограде. Да, там надо строить опережающими темпами. Надо было начинать не вчера, а позавчера. Там разместиться летом уже невозможно, — признает Сергей Ромашкин.
Отдых в санаториях опять входит в моду в связи с пропагандой здорового образа жизни. Многие россияне с удовольствием занялись бы своим здоровьем, наслаждаясь еще и морскими или горными пейзажами, но таких мест, особенно отвечающих современным требованиям, очень немного.
— Если мы берем санаторный сегмент в Кавказских Минеральных Водах, то там особенно острая проблема. Построить санаторий в два раза дороже и в полтора раза дольше, чем отель. Санаторий — не только номера и койки, но и медицинский блок, куда надо закупить оборудование, оно было импортным почти на 100%, — остужает ожидания россиян Сергей Ромашкин.
Еще большая проблема — найти квалифицированный персонал. Как правило, санатории строят в уединенных местах. Если это медучреждение кардиологического профиля, то за здоровье пациентов отвечает врач-кардиолог. Его в маленькие поселки и городки не заманишь никакими коврижками.
— Они стремятся работать по профессии в больших городах. Медицинских кадров критически не хватает. Кадров не хватает повсеместно, а с медицинскими кадрами вообще беда, потому что это редкие, дефицитные профессии с высокой оплатой труда и высокими стандартами образования. Я не знаю, что мы будем делать с санаториями, — вздыхает Ромашкин.
Демографическая яма, в которую свалилась вся страна, проявляется и в гостиничном бизнесе. Туристическая отрасль сталкивается с дилеммой. С одной стороны, люди едут отдыхать, чтобы забыть о городской суете, насладиться природой, подышать свежим воздухом. Но современный отдых требует квалифицированного персонала. На одних энтузиастов рассчитывать нельзя.
Поэтому и на будущий сезон турагентства будут предлагать те же самые направления, но за другие деньги.