Posted 22 августа, 09:27
Published 22 августа, 09:27
Modified 22 августа, 09:29
Updated 22 августа, 09:29
Анна Скудаева
Фермер из поселка Шунга Костромского района Анна Смирнова в этом году запустила необычный проект — гастрономическое путешествие на корабле-хаусботе, во время которого туристы наслаждаются туром по Волге и одновременно участвуют в мастер-классе по приготовлению стейков из фермерского мяса, дегустируют местные сыры и овощи гриль. При желании на корабле можно разместить на ночевку тургруппу из 11 человек.
«Впечатлений море — у нас уже сотни довольных туристов», — рассказала фермер корреспонденту «НИ».
Чтобы купить корабль для плавучих гастрономических экскурсий, Анна в прошлом году взяла кредит в коммерческом банке, а часть средств получила в качестве гранта из областного бюджета.
«По гранту 8 млн предоставило государство и 4 млн нужно было вложить своих. Но это были деньги только на каркас. А нужна техническая часть, мотор, ремонт. В итоге пришлось взять в кредит 20 млн рублей. Инвестиционный на 5-7 лет не дали, только на три года. Платеж огроменный! На него все деньги уходят. Мы уже все пояса перетянули. Как платить?» — рассказала она.
Реструктуризировать кредит, взятый под высокий процент, в этом году главе фермерского хозяйства не удалось: банковские ставки лишь выросли, а грантовая поддержка от государства исчезла.
По данным Росстата, в последние годы РФ переживает настоящий бум внутреннего туризма. Спрос на поездки и пользование средствами размещения по стране с 2010 года фактически утроился. Если в 2010 году в отечественных отелях останавливались 34,7 млн человек, то по итогам 2023-го эта цифра превысила допандемийные показатели и выросла почти до 87 млн.
А в 2024 году интерес россиян к путешествиям по стране только растет. Однако далеко не везде за ним поспевает развитие инфраструктуры. При этом ряд регионов в 2024-м полностью свернули грантовую поддержку туристической сферы, оставив предпринимателей без необходимой помощи.
После того как в декабре 2023 года Центробанк повысил ключевую ставку до 16%, а в июле — до 18% годовых, стоимость банковских кредитов на развитие бизнеса, в том числе туристического, стала для большинства россиян запредельной.
Опрошенные «НИ» представители туротрасли отметили, что и при более низких ставках им было достаточно проблематично брать и обслуживать кредиты, а теперь об их оформлении для большинства предпринимателей не может быть и речи. «Потянуть» переплату в 400% и более людям абсолютно не под силу.
Как рассказал «НИ» предприниматель Игорь Румянцев, который много лет занимался организацией сплавов по рекам, в этом году он открыл турбазу на реке Покше в окрестностях Костромы. Помощь в строительстве четырех гостевых домиков со всеми удобствами ему в 2023-м оказали власти, предоставив грант, однако это был проект прошлого года, когда средства в бюджете еще были.
«Грант покрыл около 60% всех затрат. Это был „пинок“, чтобы я в это дело ввязался. Сам бы, наверное, без помощи не смог», — отметил Румянцев.
Как рассказали «НИ» в департаменте экономического развития региона, рассчитывать на господдержку в этом году представителям туротрасли не приходится.
«В этом году у нас грантов нет. Возможно, выделят финансирование в следующем году», — сообщили в департаменте.
Председатель Костромского регионального отделения общественной организации предпринимателей «Деловая Россия» Дмитрий Аббакумов называет высокие процентные ставки по кредитам и исчезновение региональных грантов на развитие туротрасли большой проблемой, тормозящей развитие сферы гостеприимства.
«Благодаря грантовой поддержке в регионе было реализовано несколько хороших проектов — „Мазайские зайцы“, идеи в сфере АПК. Сейчас гранты „обрезали“. Я за то, чтобы эта программа продолжалась», — сообщил он.
По его словам, процентные ставки по кредитам на развитие бизнеса сейчас не просто высокие — они запретительные.
«При нынешних ставках под 30%, где еще и имущество, и душу заложить придется, развивать бизнес смысла нет. Годовая рентабельность отелей и ресторанов — около 15-17%. Даже при ставках 20% деньги намного выгоднее положить в банк. Вложил миллион — через год получил плюсом 200 тысяч. Бизнесов, которые могут заработать такие деньги, крайне мало», — считает Аббакумов.
По его словам, поддержку Минпромторга при реализации проекта по строительству пятизвездочного гостиничного комплекса удалось получить одной компании, но речь идет о крупном бизнесе. Между тем в поддержке государства нуждаются и другие участники рынка.
Как рассказала «НИ» совладелица базы отдыха в горах Анна Олейник, чтобы создать достойные места размещения в современных условиях без господдержки, нужно очень любить дело, которым занимаешься, и готовиться к работе фактически 24/7.
Четыре года назад Анна с мужем Евгением оставила налаженный быт в Центральной России и перебралась в Адыгею, чтобы заняться развитием собственного турбизнеса.
«Мы с мужем очень любим горы. Мечтали когда-нибудь, на старости лет, переехать туда жить. Но в один момент поняли: зачем откладывать мечту на старость? Решиться на такие перемены в преклонном возрасте, наверное, куда сложнее. Это была идея Жени, моего супруга. Он просто предложил: „А давай?“ И я решительно ответила: „А давай!“» — рассказала она.
По ее словам, молодые супруги не бежали от проблем и не стремились «начать новую жизнь».
«На тот момент у нас было все, к чему стремится среднестатистический россиянин. Стабильность, хорошие работы, большая квартира, машины, мы построили дом за городом. Но… дальше-то что? Может быть, поэтому решение изменить привычный уклад далось так легко. Наши сердца требовали перемен», — рассказала Анна Олейник.
Сказать, что молодожены просто бросили все и уехали, было бы неверным.
«Мы тщательно изучали все варианты — куда ехать, чем заниматься. Если выбирать туристический регион, то род деятельности определяется сам собой — туризм. Ни образования, ни опыта работы в этой сфере ни у кого из нас не было. Но жизненного опыта, чтобы реализовать этот план, хватило. Мы не просто свалили в закат, а изучили тренды и составили бизнес-план. Тогда, четыре года назад, всевозможные глэмпинги только набирали популярность. Сегодня они есть в каждом регионе страны, и их становится все больше», — рассказала Анна.
В Адыгее Анна и Евгений начинали с одного крошечного гостевого домика на три номера.
«Мы запускали, можно сказать, на последние деньги. Тогда, на фоне ковида, очень сильно подорожали стройматериалы, и мы вышли из сметы. Экономить приходилось на всем. К тому же мы очень много трудились.
Огромная часть работ сделана нашими руками. Женя пахал в две смены: после основных дел на территории базы вечером шел в домики собирать мебель. Заканчивал за полночь. Бюджет на интерьер был очень скудный; но я научилась даже в жестких финансовых рамках подбирать все необходимое так, чтобы это выглядело красиво. В итоге, конечно, у нас все получилось», — рассказала она.
Сегодня Анна с мужем организуют туры в Адыгею для людей со всей страны, проводят экскурсии, восхождения, походы, размещают гостей в комфортных условиях. Они сделали ставку на строительстве афреймов — треугольных домиков со всеми удобствами.
«У нас очень плотное бронирование, спрос в активный сезон существенно превышает предложение. В планах — строительство своего собственного дома, потому что пока мы сапожники без сапог. Поддерживая формат каноничного гостевого дома, наша семья занимает его часть», — рассказала Анна.
По ее словам, турпоток заметно растет, особенно в каникулы и праздники. Учитывая повышенный интерес гостей, строительство средств размещения можно было бы и ускорить, но сегодня опрошенные «НИ» представители туротрасли не готовы идти на такой риск.
«У нас кредитов нет», — говорит Анна Олейник из Адыгеи.
«У меня принцип такой: ничего ни у кого в долг не брать, не занимать, слишком высокий риск. Спрос большой, но кредиты при таких процентных ставках сейчас брать невозможно. Пусть масштабирование будет не таким быстрым, но делать все буду только своими силами», — вторит ей организатор водных туров из Костромы Игорь Румянцев.
«На развитие очень нужна помощь! Идей масса, хочется удивить, предложить что-то интересное. Но денег нет. Каждая копейка на счету. Очень плохо, что в этом году на поддержку нет денег, это осложняет жизнь и тормозит развитие. А людям нужно что-то новое. Жаль, когда не удается все реализовать», — отмечает фермер из Шунги Анна Смирнова.
По мнению собеседников «НИ», в отличие от представителей малого бизнеса, крупные предприниматели сегодня имеют больше шансов на поддержку со стороны государства. Логика властей понятна: налоговый и общий экономический «выхлоп» от больших проектов видится им более солидным. Между тем без помощи государства и адекватной банковской политики перейти на новую ступень развития бизнес не может.
Как рассказал «НИ» крупный ресторатор и отельер Алексей Метельков, ему удалось получить поддержку и Минпромторга, и региональных властей на строительство первого в Костромской области пятизвездочного спа-отеля.
Общий объем полученной господдержки собеседник «НИ» не назвал, однако отметил, что помощь от государства «позволит реализовать проект в короткий срок и поможет повысить его экономическую привлекательность».
По мнению отельера, острой потребности в росте номерного фонда в Костроме нет, но на территории перспективных райцентров отелей пока недостаточно. Чтобы нехватка гостиниц не ощущалась слишком остро в период массового наплыва гостей, предприниматель советует властям регулировать турпотоки более вдумчивым составлением календаря праздников местного значения.
«Если грамотно распределить поток туристов по датам и по интересам — все будут в выигрыше: и город, и бизнес», — убежден Алексей Метельков.
Однако, чтобы экономический эффект от работы туротрасли был выше, одного создания отелей мало. Представители бизнеса считают, что для повышения привлекательности российских городов властям нужно заниматься «реконструкцией не только исторического центра, но и более глубоких городских локаций».
«Необходимо создать комфортную туристическую среду и инфраструктуру — дороги, тротуары, транспорт и т. д. Сделать город более доступным со стороны транспортной составляющей. Законы бизнеса малых городов всегда одинаковы: наличие туристического потока определяет эффективность малого и среднего бизнеса. Вывод прост: создавая условия для туризма, власти создают условия для развития бизнеса», — полагает Метельков.