Posted 19 августа, 08:43
Published 19 августа, 08:43
Modified 19 августа, 08:45
Updated 19 августа, 08:45
Игорь Злобин
Очередное предупреждение родителям сделали американские ученые: если ребенку в возрасте 3,5 года давать пользоваться планшетом больше одного часа в день, то через год он проявит повышенную предрасположенность к гневу и фрустрации.
Результаты своего исследования ученые опубликовали в журнале Американской медицинской ассоциации JAMA Pediatrics.
Ранее эксперты установили для родителей нормы, которых следует придерживаться в таких случаях. Они предложили не давать ни телефонов, ни планшетов детям, которым не исполнилось двух лет. В возрасте от 3 до 5 лет гаджетами можно пользоваться не больше часа в день. И не больше двух часов — детям от 6 до 18 лет. Понятно, что такие ограничения если и соблюдаются, то в сугубо «традиционных» семьях.
Ученые предупреждают, что в случае нарушения этих рекомендаций для ребенка в возрасте 3,5 года, когда ему исполнится 4,5 года, он станет испытывать приступы гнева, агрессии и неконтролируемого поведения на 22% чаще, чем его сверстники. То же самое будет происходить и в 5,5 года, если годом раньше не ограничить время использования ребенком гаджета.
Со временем эта практика превратится в порочный круг: ребенок начнет закатывать истерику всякий раз, когда родители попытаются отобрать у него гаджет. Не все взрослые способны это выдержать, многие из них, столкнувшись с таким поведением, наоборот, станут давать детям гаджет, чтобы отвлечь их внимание. В итоге их ждет новый виток фрустрации, гнева и истерики. Психологи отмечают, что особенно быстро эта практика распространяется в последнее десятилетие, а пандемия коронавируса ее только усугубила.
В другом недавнем исследовании, которое провели ученые будапештского университета Этвеша Лоранда, было установлено, что дети очень легко подпадают под влияние цифрового контента, и эту обманчивую легкость используют родители, находя ее суперэффективной, пусть даже и на короткое время.
Известно, что не менее 65% родителей прибегают к помощи цифровых устройств, чтобы утихомирить своего ребенка в общественном месте.
Гаджеты превращаются для детей во внешний инструмент эмоциональной саморегуляции, в источник мгновенного вознаграждения. Но в долгосрочной перспективе пользы от такой практики намного меньше, чем вреда.
Детский психолог Маргарита Ковалева поясняет, что таким образом дети попадают в «дофаминовую ловушку»:
«Сладости, овержратва, курево, алкоголь, драг, скорость, игры и интернет — это все источники быстрого удовольствия, которые вызывают зависимости. Как известно, чем старше привычка, тем сложнее от нее отказаться или контролировать. Детский мозг недостаточно зрел, чтобы рационально относиться к легким источникам дофамина. Помогать в регулировании их отношений — ответственность родителя».
Ученые предупреждают, что в общении с цифровыми устройствами автономные способы отвлекаться и успокаивать самого себя у ребенка формируются слабо, а это в более позднем возрасте ведет к весьма тяжелым проблемам с управлением своими эмоциями — повышенной импульсивности, учащенным вспышкам гнева и фрустрации. Педиатр Вероника Конок отмечает:
«Истерики невозможно прекратить с помощью цифровых устройств. Дети должны научиться самостоятельно управлять своими негативными эмоциями. В процессе обучения им нужна помощь родителей, а не гаджета».
Любящим родителям ни в коем случае нельзя лениться и пускать эту проблему на самотек. Они обязаны строго ограничивать время использования гаджетов детьми дошкольного возраста. Вместо «цифрового утешения» развивать у них навыки эмоциональной саморегуляции с помощью совместного чтения книг или различных игр.
Ковалева в качестве примера описывает свой родительский опыт:
«Моему сыну 3 года, и гаджет для него — родительский телефон, где он болтает с дедом и изредка смотрит семейные фото. И Алиса поет. Все. Я не идеализирую — не пытаюсь его вырастить изолированным от технологий. Но для меня важно показать пример рационального использования смартфона, показать, что, кроме телевизора, есть до фига интересных занятий. К моменту, когда он будет выбирать, как проводить время, как использовать технологии, у него действительно будет выбор и разные примеры поведения».
Эксперт напоминает о том, что практика оставлять ребенка наедине с гаджетом аукнется родителям потом, когда он вырастет. Период до семилетнего возраста — самый важный с точки зрения формирования привязанности к взрослым. И если до этого возраста подменять ребенку взрослого гаджетом, то потом, войдя в пубертатный возраст и в социальную жизнь, он не будет ставить авторитет родителей ни в грош.
Недавно компания Mediascope подвела результаты нового исследования среди российских детей и подростков, полностью подтверждающие опасения американских ученых. Оказалось, что:
— 52% детей в возрасте от 4 до 8 лет имеют личные гаджеты;
— 59% детей в возрасте от 4 до 5 лет пользуются интернетом без взрослых;
— 74% детей от 6 до 8 лет умеют самостоятельно пользоваться интернетом, но разогреть еду себе могут только 64%.
Кроме психологических существуют и другие веские причины, по которым не следует приучать детей к гаджетам. В их числе — отсутствие подвижности.
Известно, что детское тело, его ощущение своих возможностей, его мелкая и крупная моторика развиваются во время подвижных игр. Сидя за гаджетом, ребенок начинает испытывать нелюбовь к движению, проблемы со здоровьем и, как следствие, отставание в общем развитии.
Еще одна опасность — контент, который может увлечь ребенка, если за ним отсутствует родительский контроль. В возрасте, когда он еще не живет социальной жизнью, ребенку крайне трудно оценить разного рода ловушки, расставленные негодяями. А там могут быть и сексуальное домогательство, и мошенничество. Это еще одна причина, по которой эксперты советуют не приучать детей к гаджетам хотя бы до их поступления в школу. Ковалева резюмирует:
«Моя позиция проста: ребенка без медицински подтвержденных особенностей развития развивать дополнительно не нужно. Природа возьмет свое.
Удалить из жизни гаджеты — глупость и утопия. Технологии — это благо человечества, но пока мы все находимся в эйфории от изобретений и не всегда способны использовать их рационально. Но это мы должны управлять ими, а не они нами…»