Иван Зубов
Спрос на книги про мусульманство и ислам в России в первом полугодии 2024 года вырос на 77% по сравнению с тем же периодом 2023-го. Сегодня, по данным аналитиков интернет-сервиса «Литрес», это самая популярная категория среди религиозной литературы. Особенно повлиял на эту тенденцию очередной палестино-израильский конфликт, который разгорелся в октябре прошлого года.
Отмечается также рост продаж книг про ислам и Ближний Восток в книжных магазинах. В штуках он составил 30%, а в онлайн-библиотеках — почти в 9 раз. Аналитики считают, что сегодня этот процесс достиг своего пика.
В топ-5 самых продаваемых в Сети книг первое место занимает работа богослова и психолога Мухаммада Гамидуллаева «Исламская психология: самоуправление личности».
Затем идут: «Путь ислама. От Пророка до Еврохалифата» Александра Мосякина, историческое произведение российского востоковеда Рената Беккина «„Люди в верности надежные…“. Татарские муфтияты и государство в России (XVIII–XXI веков)», вторая часть книги Мухаммада Гамидуллаева «Исламская наука: самоуправление личности» и «Путь. Духовная практика суфизма» шейха Джавада Нурбахша.
Стоит особо отметить, что о роли суфизма в современном российском исламе наше издание подробно написало накануне.
Число продаж книг, посвященных православию, тоже увеличилось, но не так сильно — на 30%. Здесь лидируют «Материнские заметки» многодетной мамы и педагога Анны Сапрыкиной. За ними идет сборник «Прииде пост. Чтения на каждый день Великого поста» (в нем публикуются тексты молитв, которые следует читать в самый строгий пост). На третьей позиции книга протоиерея Владимира Хулапа «Венцы любви.
«Книга о таинстве венчания», затем — аудиокнига святителя Иоанна Златоуста «Христианский брак» и «Изъяснение Божественной Литургии» святого Николая Кавасилы, посвященная главному богослужению в православной церкви.
О росте популярности ислама в России известно уже не первый год. В первую очередь он волнует представителей православной церкви. Так христианский публицист Максим Дахов задался вопросом, почему русская молодежь принимает ислам?
Он обратил внимание на активизацию исламских СМИ, пропагандирующих мусульманскую религию. В качестве главного приема они, по данным Дахова, все чаще сообщают о случаях перехода в ислам русских людей, чьи предки мусульманами не были. В пример он приводит портал islamnews.ru, который посвящает свои публикации рассказам о молодых людях, сознательно сменивших православие на ислам. Вот одно из таких обращений:
«По словам 19-летней Амины (Наташи) Дахнюк из Севастополя, она ходила в церковь, ставила свечки, но при этом не верила в Бога. А потом, так и не став православной, не узнав, что это за вера, каковы ее основы, она начала изучать ислам: „Я начала интересоваться исламом, много читала, много спрашивала про шариат, и где-то в марте я искренне поверила в Бога„“.
Дахов справедливо отмечает, что здесь о сознательной смене веры речи идти не может, поскольку девушка-то, по сути, в Христа не верила и поддалась на пропаганду ислама, «так и не обретя правую веру в истинного Бога».
Ей бы нужно было прежде всего усердно изучать и другие религии, и в первую очередь веру своих предков — православие:
«Почитать жития святых, святоотеческие толкования Священного Писания, ознакомиться с современными православными чудесами, посмотреть православные фильмы, например о воине-мученике Евгении Родионове».
И главное: пообщаться с настоящими, воцерковленными православными христианами. И уже после этого говорить о сознательном выборе своей веры.
Публицист приводит и другие подобные примеры, и ни в одном из них не находит реально осознанного выбора, сделанного новообращенным мусульманином.
Самым интересным случаем Дахов называет историю обращения в ислам 24-летнего Артема, который пишет:
«Все эти годы жил, не особо задумываясь над смыслом самой жизни, а тут мне вдруг все надоело. Хорошая работа есть, квартира есть, деньги есть, но счастья нет. Задумался всерьез над вопросом: „Зачем жить?“ Стал часто ходить в церковь, размышлять…»
Начало хорошее, но продолжение, с точки зрения православного христианина, не очень. Через неделю своих регулярных посещений православного храма Артем начал читать в Сети материалы об основных мировых религиях, чтобы наконец сделать выбор. И сделал его. По «Викпипедии»…
«Убежденность в истинности ислама пришла очень быстро, буквально после двух дней чтения Википедии…» — свидетельствует прозелит.
Всего одна неделя! — восклицает публицист:
«Хорош же православный! Православный христианин, согласно правилам Православной Церкви, должен посещать храм минимум два раза в неделю — в субботу вечером и в воскресение утром. Монашествующие же стараются бывать на богослужениях ежедневно утром и вечером, без выходных…»
Объявлять себя сознательным православным христианином, походив семь дней в храм, могут лишь те, кто совершенно не знаком с православием, уверен Дахов. Оказалось, что никто из новообращенных толком православия не знал.
Публицист предупреждает легкомысленных молодых людей:
«Христос обещает православным христианам вечное Царство, обещает сделать их царями и священниками — при условии сохранения верности Ему и исполнения Его заповедей, которые тяжки не суть (1 Ин. 5, 3). Нищие в духовном отношении молодые люди могли бы стать чадами Божиими, но отреклись от своего призвания, не предвидя пагубных плодов такого легкомыслия».
О чем может свидетельствовать такое положение дел, когда православная по своем происхождению молодежь отрывается от своих корней, традиций и веры?
По всей видимости, о более привлекательном образе других религий, который создают в своей пропаганде их представители.
Доктор исторических наук, историк церкви Сергей Бычков в интервью нашему изданию отметил, что мусульманство начинает играть в России все большую и большую роль, что не может не вызывать тревоги у власть имущих. Особенно это стало заметно после событий в «Крокус Сити Холле»:
«Но со стороны властей не делается ничего, чтобы заняться серьезно проблемой мусульманства в России. Если в православии наблюдается очень серьезный отток от церкви, то в мусульманстве мы видим противоположную тенденцию — там все больше и больше молодежи.
В православных храмах все меньше и меньше молодежи. Все больше преобладание людей пожилого возраста и стариков. Это вызывает определенную тревогу и побуждает власти к каким-то необходимым действиям к тому, чтобы действительно пойти навстречу этим явлениям».
Доктор политических наук Юлий Нисневич напоминает, что, хотя и считается, что в России 64-65% православных, на деле это не так:
«Просто никто в голове не держал, что все 64% даже не знают, как устроено православие. Воцерковленных, по разным данным, от 8 до 15%. 15% дает РПЦ, 8% — социологические данные. И только 2% тех, кто знает больше двух заповедей из Библии…»
Получается, что новообращенные, о которых рассказано выше, просто не смогли найти достаточно убедительных аргументов, чтобы оставаться в православии: эти аргументы некому было грамотно представить в отличие от исламских проповедников.
По свидетельству Сергея Бычкова, мусульманство в РФ тоже не представляет собой какого-то монолитного единства, оно неоднородно. В стране существуют примерно 10 духовных исламских центров, которые часто между собой не только не ладят, но даже не контактируют.
Главный из них — Центральное духовное управление мусульман — базируется в Москве. Но в самых значительных мусульманских республиках — Башкортостане и Татарстане — существуют свои центры. Отдельные центры работают в республиках Кавказа:
«И, естественно, мнения звучат самые различные. Но во всяком случае то, что мы видим на улицах, то, что начали появляются мусульманки в национальных одеждах, то, что они носят обязательные платки, это говорит о том, что все-таки религиозное чувство пробуждается, и, наверное, не только православные являются преобладающей религией», — уверен историк.
Да и уже ставшие традиционными демографические проблемы проявляются в России все активнее:
«Нельзя забывать, что русское население уменьшается, а приток мусульман все больше и больше», — говорит Бычков.
Вернется ли русская молодежь к православию, зависит от многих факторов, считают эксперты. Известно, что в 1990-е годы наблюдались судорожные поиски замены коммунистической идеологии, с которой страна прожила более 70 лет. Тогда во власти бытовало мнение, что без какой-то идеологии многонациональное и многоконфессиональное государство существовать не может. В качестве «национальной идеи» предлагался даже футбол!
Это привело к тому, что к середине 2010 годов сформировалось мнение поставить на место утраченной идеологии православие.
Историк церкви Сергей Бычков предупреждает, что сама по себе христианская вера и идеология — антиподы:
«Они не могут вместе сосуществовать. Идеология авторитарна, она навязывает определенные взгляды, а вера предполагает свободу человека. Христос говорит: к свободе мы призваны!»