Юлия Литвиненко
Утро 6 августа для Курской области, регулярно подвергающейся ударам со стороны украинских сил, выдалось поистине тяжелым — после массированной атаки десятков дронов стали поступать сообщения о попытках прорыва ВСУ на территорию региона. Местные власти сообщали о погибших и пострадавших, а также отчитывались о разрушениях в результате ударов.
По данным российского оборонного ведомства, «противник после огневой подготовки силами до 300 боевиков из состава 22-й механизированной бригады ВСУ при поддержке 11 танков и более 20 боевых бронированных машин атаковал позиции подразделений прикрытия Государственной границы Российской Федерации в районах населенных пунктов Николаево-Дарьино и Олешня Курской области, непосредственно примыкающих к российско-украинской границе».
Удары по ВСУ осуществлялись преимущественно на территории Сумской области: в районах населенных пунктов Басовка, Журавка, Хотень, Юнаковка, Беловоды, Храповщины.
В Минобороны отчитались об уничтожении 16 единиц бронетехники ВСУ:
К вечеру, однако, ситуация по-прежнему оставалась напряженной: в Суджанском и Кореневском районах Курской области продолжались бои на границе. Российская сторона задействовала артиллерию и авиацию.
А Z-каналы уже указали, что потери «есть и будут», поскольку на территории «старой России» такого переполоха «не было вообще за весь период СВО».
Кстати. Примечательно, что вечером 6 августа Минобороны РФ пришлось подкорректировать один из своих релизов. Из него, в частности, пропали слова о том, что «украинская ДРГ» отступила на свою территорию.
Согласно последним данным, в результате боестолкновения на границе с Украиной погибли два человека, 20 ранены. Военкоры сообщают о трех погибших.
По мнению экспертов, события в Курской области неслучайно развернулись на фоне участившихся заявлений о необходимости завершить военный конфликт между Россией и Украиной.
Ранее РФ предлагала условия для начала переговоров.
Среди них:
В Киеве такую инициативу, однако, оценили как ультиматум. Тем не менее на днях украинский лидер Владимир Зеленский заявил о том, что Украина имеет «непоколебимую» цель, а именно подготовить «реальный фундамент» для «справедливого» окончания конфликта уже в этом году. Он добавил, что Киев продолжает работать над реализацией «формулы мира» (последние «штрихи» к которой он пообещал сделать уже к ноябрю этого года, в это же время стартуют президентские выборы в США). Более того, по его словам, Украина будет вести переговоры с РФ, даже если президентом остается Владимир Путин.
По мнению политолога Сергея Маркова, подобные заявления Зеленского могут быть связаны с американскими выборами. Он указал, что у Вашингтона, вероятно, есть план выйти к выборам на какое-то мирное соглашение, которое, в частности, предполагает отказ от требований к России уйти на границы 1991 года, а потому США оказывают давление на украинского президента.
Издание Die Welt полагает, что отсутствие прорывов на поле боя вынуждает украинскую сторону сесть за стол переговоров. Ситуация для Киева усугубляется тем, что Запад пока не готов поставлять большое количество оружия в краткие сроки.
По мнению Маркова, сейчас Зеленский пытается «улучшить имидж» ВСУ перед мирными переговорами и потому требует от военных «какой-то громкой победы».
«Наиболее вероятно — наступление на Белгород<…> Слишком уж заманчиво близко Белгород от границы», — считает эксперт. Однако, добавил он, наступление на Суджу «более реалистично». Аналитик не исключил также возможной атаки на город Курчатов.
Блогер и историк-востоковед Игорь Димитриев добавил, что если какие-то договоренности по достижению мира действительно существуют и они ограничены именно временными рамками (ноябрь), то, полагает он, обе стороны должны, «невзирая на потери, попытаться улучшить свои позиции к этому моменту».
«ВС РФ давят на Донбассе, а ВСУ нанесли удар на открытом Курском направлении сразу после получения F-16 <…> Так вот, ВСУ почувствовали слабину и, по предположениям военкоров, будут двигаться в сторону Курчатова, где расположена Курская АЭС», — написал он.
Для чего это делается? По мнению эксперта, самым проблемным местом переговоров сейчас была судьба ЗАЭС и сухопутного коридора.
«Если у Украины будет такой козырь, как контроль над одной из российских АЭС, то проблема решена. Тогда произойдет обмен. Это программа-максимум. Пройти 50 км под ударами российской авиации предельно сложно, практически нереально», — полагает Димитриев.
О важности взятия под контроль Курской АЭС для Киева говорит и блогер Юрий Подоляка.
«Чтобы вынудить нас к переговорам на приемлемых для Киева условиях, ВСУ достаточно будет взять под свой контроль Курскую АЭС и далее шантажировать нас этим фактом и вынуждать сесть за стол переговоров», — отметил Подоляка, добавив, что в случае успеха это «действительно может их спасти» на переговорах.
Член рабочей группы по мобилизационной подготовке при президенте России, бывший офицер Генштаба ВС РФ Михаил Звинчук, возглавляющий проект «Рыбарь», разделяет мнение Маркова и предполагает, что в ближайшее время подразделения ВСУ попытаются еще больше расширить зону контроля, даже несмотря на потери в живой силе и технике.
«И все это ради заполнения ленты украинских медиа своими „успехами“ в боях на российской территории, чтобы затмить крах обороны ВСУ на других участках», — отметил он.
Сам Зеленский утверждал, что Украина не отдаст свои территории. Впрочем, подчеркивал он, чтобы это произошло, «украинский народ должен этого захотеть». Как пишет Newsweek, президент Украины не исключил проведения референдума по данному вопросу.
Аналитик по вопросам Украины и России Виктор Коваленко в беседе с изданием указал, что предложение Зеленского о референдуме — это «значительный сдвиг в политике и потенциально может снизить популярность Зеленского».
Вместе с тем для проведения территориального референдума необходимо прекращение огня со стороны РФ, отметил эксперт.
Как пишет обозреватель SCMP Александр Клаксон, переговоры для Украины, скорее всего, будут болезненными и потребуют от нее значительных уступок. В этой ситуации альтернативой является продолжение конфликта при сокращении ресурсов, ослаблении международной поддержки и росте внутренних трудностей.
«Чем дольше затягивается конфликт, тем слабее становится позиция Украины на переговорах», — полагает журналист.
Усилят ли действия ВСУ на поле боя переговорную позицию Киева, пока большой вопрос. Но по-прежнему продолжающиеся бои в Курской области, очевидно, свидетельствуют о том, что пока украинская сторона сдаваться не намерена и бьется хоть за какую-то, но победу. Зеленский, в свою очередь, на днях повторил, что у Украины «есть силы для достижения своих целей» в конфликте. С какими результатами Киев придет к началу переговорного процесса — покажет будущее (и, скорее всего, не особо отдаленное). Пока остается наблюдать.
По мнению экспертов, наступление ВСУ может продолжаться еще как минимум несколько дней, «особенно на фоне значительного сосредоточения украинских сил в приграничной зоне».