Posted 14 июня, 18:20
Published 14 июня, 18:20
Modified 14 июня, 18:51
Updated 14 июня, 18:51
Алина Шувалова
По мнению политолога, ведущего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН им Е. М. Примакова Виктора Мизина, вопрос ведения мирных переговоров по Украине давно назрел. Об этом давно заявляют коллеги — российские и западные политологи.
«Мне радостно, что прозвучали эти предложения. С ними можно и, наверное, будут не соглашаться, но их и надо обсуждать. Новые ужасные человеческие жертвы никому не нужны. СССР исторически выступал миротворцем. Не поступаясь принципами и не ущемляя жизненных интересов, своего суверенитета, тщательно экспертами выверялись инициативы, чтобы соблюсти баланс интересов и обеспечить безопасность своей страны и союзников, как это записано и сегодня в наших доктринальных документах по вопросам стаегии и внешней политики», — отметил эксперт.
Он добавил, что ему хотелось бы, чтобы реакция «коллективного Запада», то есть США и союзников, на инициативы России «не была пренебрежительной и не оказалась игнорирующей как это бывало, сожалению в прошлом». Однако трудно и ждать пока от Запада позитивного ответа.
«Сейчас, я думаю, наступил момент, когда озвучена новая российская инициатива о предложенных вариантах прекращения конфликта. Если на Западе не будут ей внимать, изучать и обсуждать, то, процитирую здесь (главы МИД РФ Сергея. — ред. „НИ“.) Лаврова, они — дебилы… Иначе — продолжение тупика, а он не может же быть вечным», — заявил Виктор Мизин.
По его словам, сейчас представителям США и ЕС необходимо попытаться, несмотря на предыдущие заявления — «быть прагматиками и реалистами».
«Они видят, как складывается ситуация на поле боя и что происходит с соревнованием оборонных программ. Уже ясно, что Россия переигрывает по некоторым порядкам в продукции оборонного сектора в 10-кратном размере и соревноваться с этим НАТО не в силах. Санкции Запада приводят к интенсификации российской экономики, ее перестройке и модернизации. Выделяемые Украине средства — это пока что, как показывают результаты, бросание денег на ветер без отдачи. Но самое главное — гибнут люди. Мирные ни в чем не повинные, старики, женщины и дети, продолжается кровопролитие, кровь льется рекой — этому надо положить конец», — убежден политолог.
Он добавил, что возражения Запада о том, что переговоры возможны только после того как «Россия прекратит нелегитимную агрессию», ведут лишь к затягиванию конфликта. Не могут же там надеяться, что Москва вернется к границам 2022 года. Ну ведь это нереально, отмечает Мизин.
По мнению эксперта, задача дипломатии состоит в том, чтобы быть по-хорошему наступательной и навязывать партнерам или даже оппонентам свою повестку дня, при этом находя взаимоприемлемые компромиссные решения.
«Хлопанье дверью в дипломатии и международных делах, самоизоляция и самоудаление от диалога опасны. Сейчас нам бы очень пригодился опыт советской дипломатии, опыт А. А. Громыко, сумевшего найти выход из сложнейших конфликтов — тот же Карибский кризис, урегулированный, несмотря на безответственное поведение Хрущева, урегулированный берлинский кризис, Вьетнам, Лаос… Даже когда оппоненты находятся в ситуации апатии и неприятия, переговоры необходимы», — подчеркивает политолог.
По его словам, «даже в НАТО понимают, что необходимо вести диалог, при этом в духе пресловутого „Плана Армеля“ 60-х годов, выступая за сдерживание России».
«Нам на Луну от Запада не улететь. Никто нас стеной не закроет. Мы исторически и культурно соседи с европейскими странами. И на нас, и на США — как на ведущих ядерных „сверхдержавах“ лежит судьбой наложенная ответственность за поддержание международного мира и сохранение глобальной стратегической стабильности. От этого нам не уйти. Необходимо понижать риски ядерного конфликта, угрозу большой войны: предлагать инновационные подходы и новую программу миротворчества. Кроме нас никто этого не сделает. И от нас ждут этого. Как бы Россию ни демонизировали как агрессора или спойлера международных процессов», — считает Виктор Мизин.
По его словам, такое мнение имеет под собой глубокие исторические корни. После исторической победы советских народов над германским фашизмом Россия стала одним из ключевых игроков в мировых делах, заложила основы оформления принципиально новой системы европейской и миеждународной безопасности, основанную на философии миротворчества и контроля над вооружениями.
«Потсдамская, Ялтинская, да и Тегеранская конференции определили на много лет всю структуру европейской безопасности. При исторической роли СССР и лично вкладе А. Громыко, чем он всегда гордился, во многом разработан Устав ООН, ставший основой базовых международно-правовых норм, закрепивший не только роль четырех держав-победителей, включая Россию, с гениально придуманным правом вето, которое сейчас, правда, оспаривается недругами России как якобы дающее ей односторонние преимущества», — пояснил дипломат.
Эксперт полагает, что представители ряда дружественных государств, прежде всего Китая и Индии, и международных организаций, выступающих стратегическими партнерами России, благожелательно отнеслись к предложенному РФ плану урегулирования ситуации.
«Китайцы уже начали работать по всем странам, продвигая свой план — инициативу мирного урегулирования кризиса. Это делает Китай не наблюдателем, а реально ведущей мировой державой, в том числе в плане не только экономик, но и международной дипломатии», — оценил усилия КНР политолог.
По его словам, сейчас настало время решать «проблему того, что будет с нашим общим домом — Европой».
«Сейчас наступил исторический момент. Известная фраза Леонида Брежнева о том, что нам „нужны не увязки, а развязки“, то есть, поиск выхода из создавшегося тупика и глухого туннеля конфликта, может стать новым лозунгом российской политики в Европе.
Россия — великая европейская держава. Невозможно жить в условиях постоянной конфронтации, надо строить новую европейскую архитектуру безопасности в новых реалиях, лекало для дипломатических инициатив уже есть», — убежден дипломат.
Сейчас, когда многие основополагающие документы формата взаимоотношений Россия-НАТО да и Россия-ЕС стали фактом истории и уже не работают, когда Россия вышла из неработающего договора ДОВСЕ, похоронены многие договоры по контролю над вооружениями и подвешена, неясна судьба Нового Договора по СНВ 2010 года, — пришел момент наметить немалое число реалистичных, реализуемых сценариев о том, какие первоначальные меры по восстановлению доверия, повышению транспарентности, повышению региональной и глобальной стабильности и недопущению опасных военных инцидентов можно было бы и нужно поскорее предпринять, — полагает он.
Политолог Мизин, не без гордости называющий себя «рыцарем холодной войны», предупредил, что если сейчас момент для ведения мирных переговоров упустить, то эскалация противостояния между Россией и странами НАТО может привести и к катастрофическим последствиям.
«Очень досадно, когда появляются безответственные и даже провокационные заявления неких горе-экспертов, пропагандирующих ядерные удары по НАТО даже в целях демонстрации решимости и устрашения. Они не понимают, что такое ядерная война. Думаю, президент всем им ясно ответил совсем недавно. За призывы к развязывание войны, наверное, есть и ответственность в нашем Уголовном кодексе. Напомню, кстати здесь, что ядерные державы-постоянные члены СБ ООН — по нашей инициативе — приняли вслед за Россией и США заявление в 2022 году, что ядерная война никогда не должна быть развязана, и победителей в ней не может быть», — отметил он.
Выход из противостояния эксперт видит в целенаправленном поиске путей возрождения сотрудничества с международными организациями, всеми теми государствами и лидерами, кто войны и вечного противостояния с угрозой сползания к большой войне не желает. Несмотря на все понятные в мире и Европе имеющиеся сложности, надо ж оставаться реалистами.
«Надо что-то делать, а не сидеть сложа руки — тем более их не заламывать. Необходимо омолаживать, наполнить новым конструктивом, как когда-то в 80-х, и возродить организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе — ОБСЕ. Необходимо модернизировать Венский документ о мерах доверия в Европе. Надо над ним работать в плане неразмещения военных баз и контингентов вблизи границ друг друга. Целая библиотека об этом написана — нужна только политическая воля, какой то импульс в пользу запуска наконец диалога. Будем же оптимистами. Время покажет, но оно и не ждет», — резюмировал эксперт.
Виктор Мизин — ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО. Дипломат, политолог, историк, публицист. В 1978 году с отличием окончил факультет международных отношений Московского государственного института международных отношений. Кандидат исторических наук (1991). Автор более сотни статей и публикаций по вопросам международных отношений, внешней и внутренней политики России, проблем международной безопасности, разоружения и нераспространения ОМУ, противодействия международному терроризму. В течение многих лет работал в МИД СССР, затем в МИД России.
***
Киев 14 июня уже отверг предложение Москвы по «мирному урегулированию». Советник руководителя Офиса Президента Украины Михаил Подоляк заявил, что выдвинутые российским лидером предложения говорят о «неспособности нынешнего российского руководства адекватно оценивать реалии».
«Никаких новых „мирных предложений“ от России не поступало», — цитирует турецкое агентство «Анадолу» заявление Подоляка в аккаунте в соцсети X, заблокированной на территории РФ.
В МИД Украины добавили, что Киев не считает предложение Москвы «мирной инициативой». Украина расценивает происходящее как попытку помешать проведению конференции, назначенной в Швейцарии на 15–16 июня. В комментарии украинского внешнеполитического ведомства говорится, что «ничего нового в этих заявлениях нет» и что они «подрывают основы международного порядка».