Posted 6 августа, 08:38
Published 6 августа, 08:38
Modified 6 августа, 08:40
Updated 6 августа, 08:40
Иван Зубов
С начала 2024-го в России продан один миллион новых автомобилей, что на 58% больше, чем за то же время прошлого года, сообщает Минпромторг. Львиная доля роста продаж (68%) пришлась на легковые машины — 848 308 штук, из них 442 818 штук собраны внутри страны.
В июле динамика только усилилась, пишет агентство «АВТОСТАТ»: за этот месяц было продано 136,2 тыс. новых легковых машин, что на 9,5% больше, чем в июне. Эксперты агентства отмечают новый рост спроса, после того как с апреля по июнь он снижался, а максимальным в этом году был в марте — 146,5 тыс. штук.
Агентство отмечает, что по-прежнему лидером продаж на российском рынке остается LADA: автомобилей этой отечественной марки в июле реализовано 35,6 тыс., а их общая доля превысила 26%.
Следом идут «китайцы». Четыре китайских бренда преодолели отметку в 10 тыс. проданных машин. Здесь лидирует Haval (16,7 тыс. штук), за ним идут Chery (14,2 тыс. штук), Geely (13,1 тыс. штук) и Changan (11,4 тыс. штук).
Вкупе с LADA эти модели занимают более двух третей (66,8%) российского рынка новых легковых автомобилей.
Среди конкретных моделей с большим отрывом от конкурентов лидирует LADA Granta: этих машин продано в июле 18,2 тыс. штук. На втором месте — LADA Vesta (9,8 тыс. штук), а на третьем — китайский кроссовер Haval Jolion (8,3 тыс. штук).
Эта марка по-прежнему является самым популярным китайским автомобилем в РФ — 6,2% (116, 2 тыс. штук) от общего числа всех «китайцев», зарегистрированных в ГИБДД. 4,4% (82,1 тыс. штук) приходятся на Geely Coolray и 3,6% (67, 3 тыс. штук) — на Chery Tiggo 7 Pro Max.
На 1 июля 2024 года в нашей стране было зарегистрировано 1 млн 862,6 тыс. легковых автомобилей китайского производства, что составило 4% от общего числа.
Эта цифра, по прогнозам экспертов, будет только расти, несмотря на новые сообщения о проблемах, связанных с качеством китайских автомобилей. Недавно наше издание писало о новых подобных инцидентах.
Как написали накануне «Новые Известия», в первом полугодии граждане России потратили на приобретение новых машин 2,27 трлн рублей, что вдвое больше, чем за тот же период прошлого года.
Это связано не столько с ростом доходов, сколько с ростом цен на автомобили, равно на отечественные и импортные, что вынуждает россиян каждую вторую машину покупать в кредит: за первое полугодие в стране были оформлены автокредиты на 1,14 трлн рублей. Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков пояснил «НИ»:
«Высокие темпы выдачи обусловлены ожиданиями роста ставок в будущем, а значит, и дальнейшего удорожания автокредитов на новые автомобили».
Напомним, что, после того как Центробанк России повысил ключевую ставку до 18%, выросла до 23,5% и средняя процентная ставка по автокредитам. Однако жители только 17 российских регионов из 89 при такой ставке могут позволить себе взять автомобиль в кредит.
Президент АвтоВАЗа Максим Соколов еще в начале лета предупреждал, что средства на льготные автокредиты, выделяемые из бюджета, почти исчерпаны. Да и доступны они не всем категориям заемщиков.
Эксперты прогнозируют, что в августе высокий уровень продаж новых автомобилей сохранится. По их мнению, россияне еще попытаются найти банки, в которых процент по автокредиту остался таким же, как до повышения ключевой ставки. Если таких условий найти не удастся, то возможно перераспределение спроса на другие модели владения личным транспортом — например, каршеринг.
В любом случае, считают эксперты, откладывать покупку автомобиля, пытаясь накопить средства на депозите, становится невыгодно. Аналитик «АВТОСТАТА» Сергей Удалов полагает, что деньги, положенные под проценты, условно говоря, на три месяца, не смогут покрыть разницу роста цен на автомобили. Поэтому в августе не исключен дальнейший рост продаж.