Иван Зубов
Россияне могут лишиться любимого бренда электромобилей китайского Zeekr — премиальной марки концерна Geely. Производитель предупреждает, что заблокирует все выпущенные после 15 июля машины, которые предназначались для внутреннего китайского рынка, но эксплуатируются за пределами страны. Это напрямую касается российского авторынка, поскольку на нем Zeekr продается в рамках параллельного импорта.
Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на импортеров, российские покупатели решили выждать, чтобы убедиться, насколько действенна будет эта угроза.
Если производитель Zeekr обнаружит, что электромобиль ездит по дорогам за пределами Китая или использует сим-карту, которая не была авторизована автопроизводителем, то сначала он уведомит водителя о том, что его машина находится вне зоны обслуживания, и предложит в нее вернуться.
Если водитель не отреагирует на это сообщение, экран бортового информационно-развлекательного комплекса будет отключен и доступ к значительной части функционала станет невозможным.
На электромобиле можно будет ездить и без этого гаджета, но в полной мере наслаждаться поездкой получится уже едва ли. На сленге автолюбителей это будет означать «окирпичивание». Даже если российские IT-специалисты смогут обойти блокировку, вряд ли это сильно поможет, так как главные функции, созданные специально для Zeekr, останутся недоступными, утверждают эксперты.
Недоступными для водителей в РФ и других странах, ездящих на Zeekr нелегально, станут и запчасти к этому бренду. За ремонтом теперь придется ехать в Китай.
Напомним, что сегодня данная марка официально представлена в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии и Азербайджане. Источник казахстанского издания Tengri Auto, которое первым сообщило об этой проблеме, заявил, что официальный дистрибьютор Zeekr в этой стране помочь решить данную проблему не сможет. Требовать деньги за возврат машины нужно будет у посредника, который ее продал.
«Новые Известия» сообщали, что популярность электромобилей в России быстро растет: в 2023 году их продажи поднялись сразу в 4,7 раза, превысив 14 тысяч штук. Популярный кроссовер ZeekrХ появился в 2023 году: на отечественном рынке он стоит от 3,7 миллиона рублей, а в Китае — примерно на миллион рублей дешевле.
В прошлом году Zeekr стал самым популярным в нашей стране электрокаром: машин этой марки было продано 3,7 тысячи штук. В первое полугодие 2024-го в топ продаж попали два автомобиля этой компании, заняв второе и четвертое места. Российские корпоративные клиенты купили в общей сложности 410 штук Zeekr 001, что составило 15,5% рынка электрокаров, и 150 штук Zeekr 009 — 5,6% рынка.
Кроссовер имеет длину 4450 мм, ширину 1836 мм и высоту 1572 мм. Его колесная база составляет 2750 мм. Он снабжен двумя электродвигателями суммарной пиковой мощностью 428 лошадиных сил и 543 Нм крутящего момента.
Разгон до 100 километров в час занимает 3,7 секунды, для максимальной скорости предусмотрен ограничитель на отметке 190 километров в час. Максимальный запас хода на одном заряде составляет 500 километров
Ранее стало известно, что бренд Zeekr именно в силу своей популярности столкнулся с серьезными препятствиями в Европе. 5 июля Евросоюз ввел тарифы на китайские электромобили в размере от 17% до 37,6%. Как сообщил тогда журнал «За рулем», Zeekr в связи с этим решил пересмотреть свою стратегию и теперь, чтобы избежать убытков, намерен строить свои заводы в Европе. О России пока речи не шло.