Posted 10 июля, 23:42

Published 10 июля, 23:42

Modified 11 июля, 00:26

Updated 11 июля, 00:26

Обсуждая законопроект, депутаты отметили, что инициатива важная и нужная, но пока «сырая» и требует серьезной доработки

В ГД одобрен проект о штрафах для электросамокатчиков. За что будут наказывать

10 июля 2024, 23:42
Фото: Изображение Midjourney
Обсуждая законопроект, депутаты отметили, что инициатива важная и нужная, но пока «сырая» и требует серьезной доработки

В ГД одобрен проект о штрафах для электросамокатчиков. За что будут наказывать

За четыре года общее число пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ) выросло в пять раз, а количество поездок с использованием таких транспортных средств в краткосрочной аренде увеличилось в 12 раз.
Сюжет
ПДД

Юлия Литвиненко

Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах для пользователей электросамокатов. Соответствующие поправки внесены в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

Согласно информации московского департамента транспорта, с начала сезона жители и гости Москвы совершили 35 млн поездок на прокатных электросамокатах. Это в 1,5 раза больше, чем за тот же период в прошлом году.

По данным дептранспорта, в 85% случаев самокат арендуется для коротких поездок.

За что будут штрафовать

Так, езда на электросамокате или велосипеде в состоянии алкогольного опьянения обойдется в 20–30 тыс. рублей.

За превышение скорости придется заплатить от 500 до 5 тыс. рублей.

Если во время аварии велосипедист или пользователь самоката причинил легкий вред здоровью, то его оштрафуют на 2–5 тыс. руб., за травму средней тяжести — 10–15 тыс. руб.

Если электросамокатчик или велосипедист превысит установленную скорость движения на:

  • 5–10 км/ч, то ему грозит штраф на 500–800 рублей
  • на 10–15 км/ч — от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей
  • на 15–20 км/ч — от 3 тыс. до 3,5 тыс. рублей
  • если превышение еще больше, то штраф составит от 4 тыс. до 5 тыс. рублей

Если пользователь самоката или велосипедист проедут «по проезжей части дороги в нарушение ПДД», то их накажут штрафом 2–2,5 тыс. руб.

Нюанс. Как отмечается в разделе 24 Правил дорожного движения, велосипедисты в возрасте старше 14 лет могут ехать по правому краю проезжей части, если велодорожки нет или нет возможности по ней двигаться.

Согласно пояснительной записке к проекту закона, за четыре года общее число пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ) выросло в пять раз, а количество поездок с использованием таких транспортных средств в краткосрочной аренде увеличилось в 12 раз.

Средства индивидуальной мобильности объединяют несколько видов техники, среди них:

  • электросамокаты
  • электроскейтборды
  • гироскутеры
  • сегвеи
  • моноколеса и т. д.

Авторы законопроекта также указывают на рост аварийности с участием СИМ, а также рост их количества при отсутствии необходимой инфраструктуры. Это, в свою очередь, порождает недовольство в обществе, например, высказываются требования полного запрета использования СИМ на тротуарах.

Ранее начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин привел статистику, согласно которой количество ДТП с электросамокатами и другими СИМ в России за 2023 год выросло в 3,3 раза: с 941 до 3100 инцидентов.

Примерно на столько же выросло число раненых в ДТП с СИМ — с 976 до 3177 человек. Всего в подобных дорожных происшествиях погибли 43 человека. Это в 2,3 раза больше, чем годом ранее. Тогда погибли 19 человек.

Что россияне думают об электросамокатах

Чаще всего россияне (63%) используют это средство передвижения для развлечения. Как сообщает «Газета.Ru», согласно данным опроса, проведенного с помощью сервиса Anketolog.ru, 46% респондентов используют электросамокат для удобства и быстрого перемещения по городу.

Четверть (24%) выбирают электросамокат взамен автомобилю и такси, а 14% отмечают экономию средств.

В целом 73% россиян положительно относятся к прокату электросамокатов в своем городе, 50% считают, что это удобное средство передвижения в городе. Одновременно с этим, 64% респондентов считают электросамокаты все же опасным средством передвижения, а 74% опрошенных сочли их опасными и для пешеходов.

Среди проблем, связанных с электросамокатами, многие указывают на несоблюдение ПДД (56%), езду по тротуарам, что пугает, а иногда травмирует прохожих (50%), слишком высокую скорость (49%).

Примерно половина опрошенных (45%) пожаловались на то, что электросамокаты часто арендуют дети и подростки, столько же россиян недовольны тем, что часто видят самокаты в неподходящих местах.

При этом 35% отмечают недостаточно развитую инфраструктуру для электросамокатов.

Более трети (35%) россиян поддержали бы запрет на прокат электросамокатов в своем городе.

Между тем в мае этого года сообщалось, что операторы кикшеринга (система краткосрочной аренды электросамокатов по аналогии с каршерингом и велошерингом) уже увеличили штрафы до 150 тыс. рублей за различные нарушения.

Как писал «Коммерсант», к таким мерам прибегли, в частности, Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс».

  • Согласно нововведениям, за передачу управления электросамокатом ребенку «светит» штраф в 10 тыс. руб.
  • За поездку с пассажиром — 5 тыс. рублей.
  • Неспешивание (спешивание — переход от езды к движению пешком) на пешеходном переходе — 1 тыс. руб.
  • Неправильно припарковался (самокат оставлен поперек тротуара или вне зоны парковки) — будь готов заплатить 500 рублей.
  • За управление самокатом в пьяном виде или причинение вреда здоровью или имуществу третьих лиц в результате ДТП по вине пользователя (на основании материалов ГИБДД) — 100–150 тыс. руб. в зависимости от оператора.

Мнение экспертов

Как заявляла ранее «Коммерсанту» директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман, увеличение штрафов — это мера «принудительного повышения культуры вождения и ответственности для нарушителей», которая может помочь сделать электросамокаты безопаснее для всех участников движения».

По ее мнению, другой мерой могла бы быть организация единого реестра недобросовестных пользователей, которые при регулярных нарушениях внутренних правил сервиса и ПДД будут лишены доступа к услугам трех крупнейших кикшеринг-операторов.

По мнению юриста Глеба Виленского, принятый Госдумой документ имеет важное символическое значение, но вместе с тем предполагает огромные материальные и организационные затраты, сообщает BFM.

«Здесь важны не детали этого законопроекта, важно само движение. Закон, на мой взгляд, показывает тем, кто пользуется средствами индивидуальной мобильности, мол, ребят, государство намерено контролировать соблюдение правил безопасности», — отметил он.

Эксперт полагает, что подобные действия заставят участников дорожного движения задумываться не только о том, как быстрее доехать, но и о том, чтобы это было безопасно и для себя, и для других. Здесь главное — не перегибать палку, «чтобы не распугать людей», уверен юрист.

При этом потребуются материальные и организационные затраты: например, для оснащения тротуаров такими камерами, которые умеют автоматически определять скорость, количество людей на самокате и т. д.