Posted Вчера, 08:42

Published Вчера, 08:42

Modified Вчера, 08:44

Updated Вчера, 08:44

Запад уже два с половиной года пытается ограничить доходы России от продажи нефти. Пока не очень успешно

От Усть-Луги до Суэцкого канала: почему простаивают российские танкеры

11 июля 2024, 08:42
Фото: u-f.ru
Запад уже два с половиной года пытается ограничить доходы России от продажи нефти. Пока не очень успешно
Только трем танкерам из 53, попавшим под западные санкции удалось загрузиться российской нефтью за последние дни, однако, по мнению экспертов, причин этому может быть несколько.
Сюжет
Санкции

Иван Зубов, Татьяна Свиридова

Агенство Bloomberg отчиталось, как санкции застопорили экспорт российской нефти. Более сорока танкеров, ранее перевозивших российскую нефть, сейчас вынуждены простаивать после того, как осенью прошлого года они попали под западные санкции, сообщает Bloomberg, изучив данные сервисов отслеживания судов.

Танкеры стоят пустыми по всему миру

Шесть пустых танкеров стоят в Балтийском море близ Усть-Луги, четыре — в Черном море, восемь — на входе в Суэцкий канал у Порт-Саида, а остальные — на Дальнем Востоке, у берегов Южной Кореи, либо в китайских ремонтных верфях.

С октября 2023 года под санкциями находятся 53 российских танкера, из которых 41 относится к классу для перевозки нефти и нефтепродуктов. Это составляет примерно 7,5% всего флота, перевозившего с начала 2023 года сырье из России.

Пока что из всего флота, попавшего под санкции за перевозку российской нефти и нефтепродуктов дороже установленного потолка цен, новые загрузки нашли только три танкера. Для этого, сообщает агентство, они использовали спуфинг, чтобы скрыть свои координаты от трекеров. Один из них, вероятно, разгрузился в Индии, один в Турции, а третий перегрузил нефть на другой танкер в море у Сингапура.

Агентство уточняет, что 39 из 53 танкеров находятся под санкциями США, но при этом, в последнее время ЕС и Великобритания тоже интенсивно вводят санкции, мотивируя их принадлежностью танкеров к «теневому флоту». Журналисты считают, что эта ситуация демонстрирует наличие у Запада эффективных рычагов давления на российский экспорт нефти — если, конечно, там решатся их задействовать.

Однако, как утверждает агентство, уменьшение стоимости фрахта такого рода судов снижает и эффективность санкций, поэтому издержки России, даже если учесть время простоя, практически не увеличиваются.

Вариантов в море много: зарегистрироваться можно в любой стране

Директор Центра исследований в нефтегазовой сфере НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин прокомментировал нашему изданию эту ситуацию.

— 40 танкеров стоят. Насколько велик масштаб проблемы?

— Сложно сказать, насколько велик масштаб. Теневой флот потому и теневой, что неофициально плавающий и не попадающий в отчётность ни госорганов, ни компаний. Соответственно, какое количество судов попадает под ограничения — сказать сложно.

— Как будет решаться вопрос? Переходом под иные флаги?

— Вопрос в том, о каких судах идёт речь. Когда ЕС вводил санкции в мае, там было 11 судов. О каком количестве судов и какого класса сейчас идёт речь, я не знаю. Дальше идет вопрос о том, как они будут использоваться. В плане перепродажи и смене флагов — это действует.

Но опять же, не так просто судно спрятать. Или перерегистрировать, чтобы при этом за ним не остался санкционный хвост.

Тут понятно, что есть определённые сложности, при этом вопрос, прежде всего, с партнёрами — основными получателями нефти, насколько они готовы принимать продукцию, которая поставляется такими способами. В этой теме пока больше вопросов, чем ответов. Тема непрозрачная и непубличная.

— Многие суда ходили под флагами Маршалловых островов и Либерии. Сейчас у них отозваны голубые карты. В качестве альтернативы предполагается Габон. Какие ещё варианты?

— Это, по сути, не санкции. Никто эти суда санкциями не облагал. Они (американцы) попробовали поработать со страной регистрации с определёнными фирмами и это заблокировать. В этой ситуации перерегистрировать в другом месте судно не составляет проблем, оно без ограничений. Вариантов в мире очень много.

Когда смотришь и пытаешься оценить мировой флот по месту регистрации судов, понимаешь, что мир полностью переворачивается. Зарегистрироваться можно в любой стране. Это не проблема. Раньше были определённые локации для регистрации, которые выбирали исходя из экономической логики, какие налоги платятся в каком месте. Регистрировать в стране с высокими налогами никому не хотелось.

— Стоящие суда — вопрос не регистрации, а санкций в отношении конкретных судов?

— Вы говорите о каких-то судах, которые стоят. Танкеры в мировой истории простаивали много раз. Он может стоять, потому что не может плыть физически, а может быть в простое, потому что в нём нет потребности. Мы знаем, что поставки из России в последнее время сокращались.

Относительно судов, на которые наложены ограничения, они известны. Я не слышал, что за последние дни вводились новые ограничения. Учитывая весь мировой флот, небольшое количество судов работают по тем направлениям, в которых санкционные ограничения так важны.

А в плане регистрации, можно перерегистрироваться в другой юрисдикции. Зачастую суда меняют флаги, пока плывут, могут быть зарегистрированы в одном месте, а плавать под другим флагом. Тут морская практика не так строга. Конечно, суда должны иметь нормальный пакет документов.