Игорь Злобин
Приостановлен начавшийся осенью 2023 года процесс вступления Грузии в Евросоюз, объявил посол Грузии в ЕС Павел Герчинский.
Помимо этого, чисто административного решения, принято и финансовое: Европейский фонд мира (EPF) заморозил выдачу Грузии 30 млн евро на 2024 год из-за принятия грузинским парламентом закона об иноагентах. Эти деньги предназначались для поддержки обороноспособности Грузии.
Теперь, по сообщению Герчинского, Евросоюз попробует направить их на поддержку грузинских СМИ и гражданского общества.
Дипломат также не исключил принятия и других мер, если ситуация будет ухудшаться. По всей видимости, он имел в виду принятие парламентом своей страны и других законов, противоречащих «европейским ценностям». Оказывается, что это решение было принято лидерами ЕС еще 27 июня.
Герчинский поясняет логику Евросоюза:
«Намерения нынешней власти Грузии не ясны лидерам Евросоюза. Закон „О прозрачности иностранного влияния“ явно отдаляет страну от выполнения девяти шагов, а антизападная, антиевропейская риторика также совершенно несовместима с заявленной целью вступления в Евросоюз».
При этом дипломат надеется, что после новых парламентских выборов, которые состоятся в Грузии 26 октября, новое правительство страны «опять начнет серьезно работать в направлении интеграции».
Не так давно, наше издание перечислило версии, по которым власти Грузии, вроде бы выражавшие еще недавно свои европейские притязания, вдруг начали использовать не только антиевропейскую риторику, но и принимать явно антиевропейские законы, что вызывает все растущее раздражение на Западе.
Так, глава евродипломатии Жозеп Боррель заявил, что Тбилиси не сможет двигаться в сторону вступления в ЕС без изменения своего курса. По мнению же помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймса О’Брайена, политика и риторика грузинских властей несовместимы с декларируемым Тбилиси желанием вступить в НАТО и ЕС.
Первая версия заключается в том, что Грузия просто устала ждать своего вхождения и в ЕС, и в НАТО, которое было обещано ей еще в 2008 году при президентстве опального ныне Михаила Саакашвили. Недаром же сами грузины называют свою страну «вечным гостем на пороге НАТО». Теперь же страна громкими заявлениями и законами привлекает внимание к это застарелой проблеме.
Вторая же версия еще проще: грузинские власти сменили свою политическую ориентацию с западной на восточную — на Москву и ОДКБ. Отчасти эта версия подтверждается сегодняшним заявлением пресс-бюро Службы внешней разведки России.
В нем СВР предупреждает о том, что в ходе осенних грузинских выборов США намерены добиться смены власти и разработали для этого масштабную информационную кампанию по дискредитации правящей партии «Грузинская мечта».
Центральным тезисом этой кампании станут обвинения России во всех грузинских бедах, а главную роль здесь сыграет президент Грузии Саломе Зурабишвили. Именно она в своих интервью американским СМИ возложит вину за приостановку вступления Тбилиси в Евросоюз на Москву.
Заявления Зурабишвили будут поддержаны массовыми акциями протеста, которые организует и проведет грузинская оппозиция во время предвыборной кампании.
Более того, по этому американскому плану для смены власти в Грузии предусмотрена и так называемая «сакральная жертва», которой станет кто-то из участников акций протестов. Именно она призвана направить на силовиков народный гнев.
«Соответствующий богатый опыт у американских мастеров провокаций имеется. Достаточно вспомнить киевский майдан десятилетней давности, где на „алтарь демократии“ были положены сотни человек, расстрелянных в том числе грузинскими снайперами-наемниками», — сказано в документе СВР России.
Сама Зурабишвили прокомментировала происходящее вполне ожидаемо:
«Это ответ на антиевропейскую и антизападную риторику и действия правительства, на глупую и враждебную политику правящей партии».
А вот политический аналитик Андрей Никулин выдвигает еще одну версию происходящего, которая включает в себя обе. По его мнению, заявление еврочиновников вполне логичное:
«Если вы хотите стать членами какого-то клуба, так будьте добры соответствовать его правилам.
Другой вопрос, что, вполне возможно, грузинская власть и хотела разорвать программу евроинтеграции, только европейскими руками.
Чтобы можно было объяснить населению, что виноваты во всем гадкие западники и отпала необходимость связывать себя требованиями свободы слова, независимости выборов, судов и сменяемости власти…»