Posted 15 июня, 11:16
Published 15 июня, 11:16
Modified 15 июня, 11:18
Updated 15 июня, 11:18
Виктор Левин
Дисклейемер: термин «догмат веры"происходит от греческого слова «δόγμα» (догма), что обозначает «мнение» или «решение». Догмат — это утверждение или принцип, который считается истинным без необходимости доказательств или обоснования. Он связан с религиозными убеждениями, которые принимаются неопровержимо.
Таким образом, догмат не является мнением, основанном на фактах или рациональном обосновании.
В случае с китайскими автомобилями догматом веры может служить любой показатель четырехколесного товара.
Вот, скажем, расхожее утверждение: новая генерация машин из Поднебесной намного надёжнее авто предыдущих поколений, которые гнили за считанные годы и очень быстро оказывались на свалках и разборках.
Никто не знает, какой статистикой подтверждается эта догма. Китайские производители пекут новейшие модели как горячие пирожки. Это Тойота 12-15 лет создает, испытывает, настраивает свои колесницы, покуда они не заменят действующие, в то время как китайцы за год-два умудряются переделать мебельную фабрику в автозавод и выйти на рынок со своим кроссовером, который, конечно же, не уступает всем «крузакам» вместе взятым, зато дешевле их в три раза.
На вопрос, сколько проездит авто от бывших мебельщиков — три года, пять лет или целых 15 — объективного ответа, разумеется, быть не может.
Чтобы оценить 20-летнюю «Прадо» или аналогичный «Мерседес» с БМВ никакой веры не нужно. Достаточно посмотреть сотни тысяч свидетельств пользователей за все годы.
Но у новейшего Xiaomi SU7, который при первом выезде из салона теряет на ходу передние крылья, такой статистики нет. Зато у покупателей есть нерушимый догмат веры в то, что производитель электроники сделает автомобили не хуже, чем их смартфоны.
Возможно, и сделает. Но как быть тем, кто покупает первые партии? И сколько можно будет выручить за 5-летний автомобиль при желании купить новый — 10, 20 или 60 процентов от первоначальной цены?
Сама постановка таких вопросов перед владельцами новых китайцев носит глубоко травмирующий характер, а какие-то суммы остаточной стоимости напоминают схоластический средневековый спор о том, сколько чертей может поместиться на кончике одной иголки?
В роли чертей, или демонов-искусителей у нас выступают так называемые «официальные дилеры» многочисленных, как звезды на небе, китайских производителей. Ведь любые сомнения насчет надёжности и возможных ремонтов рассеиваются, когда узнаешь от них про 7-летнюю (!) гарантию и беспроблемный сервис.
Верите? Ну-ну…
Только стоило бы узнать, а они точно дилеры или разводчики наивных граждан на грабительские кредиты и страховки, которым совершенное наплевать, чем торговать — «Омодой», «Черри», старыми «Ситроенами» или всем, чем придется?
Однако догмат веры не позволяет гражданам знать, что до сих пор официальных представительств китайских производителей в РФ нет. Что складов запчастей тоже нет. Что перед ними не дилеры (в строгом смысле слова), а обычные оптовые торговцы автомобилями. И да, эти чудесные конторы могут каждый год менять юридические лица, аки змеи шкуру, чтобы не отвечать за обещанные гарантии и ремонты.
В метаморфозах российских партнеров китайские товарищи не видят ничего плохого. Потому что сами не без греха.
С одной стороны, они не прочь продавать десятки тысяч машин в Россию, с другой — им очень хочется продавать миллионы машин на мировом рынке, куда не зайдешь, будучи под вторичными санкциями США и ЕС за тесное сотрудничество с Россией.
Да и не только автопроизводители дрожат перед санкциями. Неверные в дружбе китайские банки то и дело отказывают в переводах между нашими странами. Строить серьезный, долговременный бизнес в таких условиях невозможно.
Тезис о том, что мы с китайцами, наконец, братья на века, еще один догмат веры.
Начальство АвтоВАЗа тоже так думало, затевая в прошлом году на заводе «Лада Санкт-Петербург» выпуск кроссовера Lada X-Cross 5 на базе модели от FAW. Недолгий роман закончился разводом.
Вначале АвтоВАЗ лично убедился, что качество китайских кузовов по части окраски оставляет желать много лучше, равно как и автоэлектроники. Затем FAW прозрел и решил, что поставлять машинокомплекты для русского бренда ему совершенно невыгодно, поскольку большая часть денег в случае локализации запчастей будет уходить поставщикам комплектующих. В итоге собранная тысяча машин поселилась на площадях бывшего завода «Ниссан». Его в итоге отдали под сборку «Аурусов».
Ну, а неофиты, свято верующие в достоинство китайских авто, выдвинули новый тезис. Судя по спорам на автофорумах, претензии жертв на раз отбиваются тезисом релятивистов: ну, а чего вы хотите? В 21 веке все потребительские товары стали «одноразовыми», зато прибавилась куча забавных гаджетов.
Не беда, что машины сделаны из жести такой неприлично малой толщины, что ремонтная шпаклевка продавливает крылья и двери, а ланжероны в ДТП сминаются как картонные. Зато вполне бюджетная машина разговаривает с водителем, может открыть багажник «по голосу» и включить обогрев сидений, а перед глазами водителя и пассажиров куча мультимедийных экранов, зарядки, розетки и цветомузыка. Все это и многое другое из разряда ненужного, а то откровенно вредного (вроде автопилотов, которые не читают наши разметки) вводит в религиозный экстаз. И черт с ним, с малолитражным турбированным двигателем на 1,6 литра, который должен разгонять двухтонный кроссовер. Наплевать на ломающиеся каждые 10 тысяч наконечники рулевых тяг и даже на вариаторы, едва пробегающие 50 тыс км.
Ведь главное, желанное, любимое — это новый автомобиль с гарантией.
Бонусом к покупке будет специфический запах новой машины, который, как пишут эксперты, определяют фенолы, фталаты, альдегиды, полибромированные дифенил-эфиры и многие другие вещества с такими же «страшными» наименованиями.
Но бояться не надо.Первые шесть месяцев после сборки машины происходит окончательная стабилизация материалов, и именно этот срок салон автомобиля будет иметь специфический запах.
Причина проста: китайцы используют в отделке салонов поливинилхлориды, запрещенные в ЕС еще в 2007 году.
Но мы верим, что они когда-нибудь запретят и вредную химию.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Автор, как и мировые эксперты, восхищен прогрессом китайского автопрома, который нельзя не признать в машинах стоимостью от 80 тысяч долларов и выше. Но на российском рынке их считанные единицы.