Posted 30 мая, 12:52
Published 30 мая, 12:52
Modified 30 мая, 12:54
Updated 30 мая, 12:54
Мария Соколова
Автопром буквально спас российскую обрабатывающую промышленность, которая, по свежим данным Росстата за январь–апрель 2024 года, выросла на 8,7% по сравнению с прошлогодними показателями. Больший рост только у категории «компьютеры и оптика», а это уже, в основном, оборонка. Одной её не хватило бы для таких цифр.
За первые 4 месяца 2024 года отечественные автозаводы выпустили 224 тыс. легковых автомобилей — это на 92,5% больше, чем за январь–апрель 2023 года. Из них 63 тыс. машин было выпущено в апреле — это в 2,3 раза больше апреля 2023 года.
Только выпустить с конвейера и по-настоящему произвести автомобиль — это очень разные вещи. Разбираемся, какие отечественные машины есть в России, и насколько они на самом деле отечественные.
Период застоя и ожидания новых моделей от «АвтоВАЗа» завершился: новые машины наполняют салоны. По оценке «Автостата», в апреле продажи Lada Granta выросли на 5,9% (до 19421 автомобилей), Lada Vesta — более чем в 50 раз (до 13276 автомобилей), Lada Niva Travel — на 33,5% (до 5044 автомобилей), Lasa Niva Legend — на 60,5% (до 4501 автомобилей). В целом Lada за последние 12 месяцев прибавила 67,2% (до 42270 автомобилей).
Если предположить, что продажи автомобилей соответствуют их производству, то АвтоВАЗ обеспечил примерно 67% выпуска легковых машин в России.
Глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов в начале 2024 года утверждал, что уровень локализации у обоих автомобилей Нива «зашкаливает за 99%». Странно было бы, если ещё и Нивы не были импортозамещёнными (в 2015 году уровень локализации классической Нивы составлял 70%). Техника родом из 60-х годов прошлого века, отсутствие ABS, ESP и подушек безопасности…
Интереснее ситуация обстоит с Lada Vesta. По словам Максима Соколова, уровень локализации превосходит 95%. Но давайте посмотрим в деталях: блок ABS выпускают в Костроме на заводе компании Итэлма. Но там их пока просто собирают из готовых китайских компонентов.
Похожая ситуация и с мотором 1,8 л, с которым идёт китайский вариатор WanLiYang (такой же ставят на самые слабые версии автомобилей Chery и Omoda). Шатуны, поршневые кольца, клапаны, ремень ГРМ, датчики, катализатор, фазовращатели, распредвалы, форсунки, приводной диск, — всё импортное, в основном — китайское. Пока отечественная промышленность не освоила даже такую вещь как подлокотник для задних пассажиров. Оказывается, сложно. Все Lada Vesta сейчас идут без него.
В целом, уровень локализации УАЗ Патриот в 2023 году был понижен Минпромторгом до 2809 баллов с 2880 баллов с 2021 года. Максимум можно набрать 7000 баллов.
Из иностранных производителей в значительной степени локализовал производство только Haval. На заводе под Тулой выпускают модели Jolion, F7 и Dargo. При этом для Jolion на заводе сваривают и окрашивают кузова, недавно открылся цех по производству моторов. Но опять-таки моторы просто собирают из полностью готовых китайских компонентов. Отечественное в них только моторное масло. Так локализация Haval Jolion достигла 1630 баллов. И это лучший показатель среди китайских машин.
Следующий на очереди — «Москвич 3». Сейчас из Китая приходят собранные кузов, двигатель с трансмиссией и колёса, которые в Москве только соединяются вместе и заправляются техническими жидкостями. В скором времени в продажу должны поступить машины с кузовами, которые сварили и окрасили на московском заводе. Пока это не позволит набрать заветные 1600 баллов, которые дадут право на возврат утильсбора в 300 тыс. рублей.
Калининградский «Автотор» поражает обилием выпускаемых моделей, причём от совершенно разных китайских производителей. С конвейера сходят BAIC X35 и BAIC U5 plus, KAIYI E5, KAIYI X3 и X3 Pro (разновидности Chery Tiggo4 c иным дизайном), KAIYI X7 Kunlun, SWM G01, SWM G01F и SWM G05 Pro, Forthing T5 и T5 Evo, Forthing M4 Yacht (Forthing — один из брендов компании Dongfeng), а также Jetour Dashing (один из брендов Chery).
На дорогах в заметном количестве у нас можно встретить разве что Jetour Dashing, все остальные модели, скорее, из разряда экзотики. При таком разноплановом ассортименте речи о локализации быть не может — только крупноузловая сборка.
Также ничего не слышно о локализации Xcite X-Cross 7, которые начал собирать «Автозавод Санкт-Петербург», принадлежащий государственному НАМИ. Как были китайские Chery Tiggo 7 Pro, так и остались.
Компания Sollers, которой принадлежит УАЗ, в прошлом году на заводе во Владивостоке начала сборку пикапов Sollers ST6. Как и «Москвич», Sollers — это китайский JAC с другим шильдиком. Однако руководство концерна обещает на заводе в Елабуге локализовать производство двигателей.
Отдельно стоит упомянуть автомобили Evolute, собираемые на липецком заводе «Моторинвест». Компания гордо заявляет, что это «Электромобильный бренд №1». В производственной линейке аж 6 электрических моделей: i-PRO, i-JOY, i-SKY, i-SPACE, i-JET и i-VAN.
Несмотря на то, что государство на электромобили предлагает субсидии в размере до 925 тыс. рублей и до 35% от стоимости автомобиля, на дорогах можно встретить разве что устаревшие седаны i-PRO. За весь прошлый год было продано всего лишь 2020 машин.
С такими объёмами продаж переносить полноценное производство в Россию экономически нецелесообразно. Хотя «Моторинвест» обещает наладить сварку и окраску кузовов и заменить китайские батареи отечественными. Когда это произойдёт — не уточняется, а пока просто идёт крупноузловая сборка из китайских компонентов.
В череде китайских брендов особняком стоят автомобили Solaris и Citroen. Бывшие Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio и Kia Rio X собираются, как заявляется, из старых запасов компонентов. Значит там должны присутствовать детали отечественного производства: в 2020 году локализация Hyundai Solaris оценивалась в 1500 баллов. В нынешних условиях это лучший результат после «АвтоВАЗа», УАЗа и Haval. Другое дело, что складские запасы не помогают загрузить производство смежников и создавать новые рабочие места.
В Калуге на заводе «ПСМА Рус» ещё в марте было налажена сборка французских кроссоверов Citroen C5 Aircross. Ну почти французских — в Россию поступают детали машин в китайской спецификации. Удивительно, но на заводе сразу стартовала мелкоузловая сборка. Своего производства компонентов, конечно нет, но в Калугу приходят не почти полностью готовые машины, а просто набор деталей, включая окрашенный кузов без стёкол. Рыночные перспективы европейского бренда омрачаются высокой ценной: за переднеприводную машину просят 4,299 млн рублей. Китайские аналоги дешевле.
В скором времени должно появится ещё больше отечественных машин: в Нижнем Новгороде начнут собирать 3 модели под брендом Volga, а на бывшем заводе Mercedes под Химками уже собрали партию кроссоверов Exeed VX и TXL. Но пока всё ограничилось пробной партией — российская сборка оказалась слишком дорогой.
Отечественных машин становится всё больше, но более российскими они от этого не становятся. Хорошо, что сборочные предприятия загружены хотя бы крупноузловой сборкой — это позволяет сохранять рабочие места. Но глобально отечественная промышленность от этого не меняется. Российская прописка множества китайских брендов не приводит к переносу технологий и полноценному производству компонентов.