Posted 30 мая, 12:52

Published 30 мая, 12:52

Modified 30 мая, 12:54

Updated 30 мая, 12:54

Рекорды российского автопрома: обратная сторона медали. Китайская

30 мая 2024, 12:52

Игра в имитацию: как в России производят автомобили

Отечественный автопром бьёт рекорды: выпуск машин вырос более чем в 2 раза за последний год! Россия становится автомобильной державой? Разбираемся, кто и как производит автомобили в России.

Мария Соколова

Автопром буквально спас российскую обрабатывающую промышленность, которая, по свежим данным Росстата за январь–апрель 2024 года, выросла на 8,7% по сравнению с прошлогодними показателями. Больший рост только у категории «компьютеры и оптика», а это уже, в основном, оборонка. Одной её не хватило бы для таких цифр.

За первые 4 месяца 2024 года отечественные автозаводы выпустили 224 тыс. легковых автомобилей — это на 92,5% больше, чем за январь–апрель 2023 года. Из них 63 тыс. машин было выпущено в апреле — это в 2,3 раза больше апреля 2023 года.

Только выпустить с конвейера и по-настоящему произвести автомобиль — это очень разные вещи. Разбираемся, какие отечественные машины есть в России, и насколько они на самом деле отечественные.

Импортный АвтоВАЗ и УАЗ

Период застоя и ожидания новых моделей от «АвтоВАЗа» завершился: новые машины наполняют салоны. По оценке «Автостата», в апреле продажи Lada Granta выросли на 5,9% (до 19421 автомобилей), Lada Vesta — более чем в 50 раз (до 13276 автомобилей), Lada Niva Travel — на 33,5% (до 5044 автомобилей), Lasa Niva Legend — на 60,5% (до 4501 автомобилей). В целом Lada за последние 12 месяцев прибавила 67,2% (до 42270 автомобилей).

Если предположить, что продажи автомобилей соответствуют их производству, то АвтоВАЗ обеспечил примерно 67% выпуска легковых машин в России.

Глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов в начале 2024 года утверждал, что уровень локализации у обоих автомобилей Нива «зашкаливает за 99%». Странно было бы, если ещё и Нивы не были импортозамещёнными (в 2015 году уровень локализации классической Нивы составлял 70%). Техника родом из 60-х годов прошлого века, отсутствие ABS, ESP и подушек безопасности…

Интереснее ситуация обстоит с Lada Vesta. По словам Максима Соколова, уровень локализации превосходит 95%. Но давайте посмотрим в деталях: блок ABS выпускают в Костроме на заводе компании Итэлма. Но там их пока просто собирают из готовых китайских компонентов.

Похожая ситуация и с мотором 1,8 л, с которым идёт китайский вариатор WanLiYang (такой же ставят на самые слабые версии автомобилей Chery и Omoda). Шатуны, поршневые кольца, клапаны, ремень ГРМ, датчики, катализатор, фазовращатели, распредвалы, форсунки, приводной диск, — всё импортное, в основном — китайское. Пока отечественная промышленность не освоила даже такую вещь как подлокотник для задних пассажиров. Оказывается, сложно. Все Lada Vesta сейчас идут без него.

УАЗу тоже ещё далеко до полного импортозамещения. Задачу увеличить степень локализации руководство завода поставило только в начале прошлого года. Первыми под локализацию попали системы безопасности, но как делают блоки ABS — уже понятно.

В целом, уровень локализации УАЗ Патриот в 2023 году был понижен Минпромторгом до 2809 баллов с 2880 баллов с 2021 года. Максимум можно набрать 7000 баллов.

Отечественные китайские машины

Из иностранных производителей в значительной степени локализовал производство только Haval. На заводе под Тулой выпускают модели Jolion, F7 и Dargo. При этом для Jolion на заводе сваривают и окрашивают кузова, недавно открылся цех по производству моторов. Но опять-таки моторы просто собирают из полностью готовых китайских компонентов. Отечественное в них только моторное масло. Так локализация Haval Jolion достигла 1630 баллов. И это лучший показатель среди китайских машин.

Следующий на очереди — «Москвич 3». Сейчас из Китая приходят собранные кузов, двигатель с трансмиссией и колёса, которые в Москве только соединяются вместе и заправляются техническими жидкостями. В скором времени в продажу должны поступить машины с кузовами, которые сварили и окрасили на московском заводе. Пока это не позволит набрать заветные 1600 баллов, которые дадут право на возврат утильсбора в 300 тыс. рублей.

Калининградский «Автотор» поражает обилием выпускаемых моделей, причём от совершенно разных китайских производителей. С конвейера сходят BAIC X35 и BAIC U5 plus, KAIYI E5, KAIYI X3 и X3 Pro (разновидности Chery Tiggo4 c иным дизайном), KAIYI X7 Kunlun, SWM G01, SWM G01F и SWM G05 Pro, Forthing T5 и T5 Evo, Forthing M4 Yacht (Forthing — один из брендов компании Dongfeng), а также Jetour Dashing (один из брендов Chery).

На дорогах в заметном количестве у нас можно встретить разве что Jetour Dashing, все остальные модели, скорее, из разряда экзотики. При таком разноплановом ассортименте речи о локализации быть не может — только крупноузловая сборка.

Также ничего не слышно о локализации Xcite X-Cross 7, которые начал собирать «Автозавод Санкт-Петербург», принадлежащий государственному НАМИ. Как были китайские Chery Tiggo 7 Pro, так и остались.

Компания Sollers, которой принадлежит УАЗ, в прошлом году на заводе во Владивостоке начала сборку пикапов Sollers ST6. Как и «Москвич», Sollers — это китайский JAC с другим шильдиком. Однако руководство концерна обещает на заводе в Елабуге локализовать производство двигателей.

Отдельно стоит упомянуть автомобили Evolute, собираемые на липецком заводе «Моторинвест». Компания гордо заявляет, что это «Электромобильный бренд №1». В производственной линейке аж 6 электрических моделей: i-PRO, i-JOY, i-SKY, i-SPACE, i-JET и i-VAN.

Несмотря на то, что государство на электромобили предлагает субсидии в размере до 925 тыс. рублей и до 35% от стоимости автомобиля, на дорогах можно встретить разве что устаревшие седаны i-PRO. За весь прошлый год было продано всего лишь 2020 машин.

С такими объёмами продаж переносить полноценное производство в Россию экономически нецелесообразно. Хотя «Моторинвест» обещает наладить сварку и окраску кузовов и заменить китайские батареи отечественными. Когда это произойдёт — не уточняется, а пока просто идёт крупноузловая сборка из китайских компонентов.

Российское «лего» из Солярисов и Ситроенов

В череде китайских брендов особняком стоят автомобили Solaris и Citroen. Бывшие Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio и Kia Rio X собираются, как заявляется, из старых запасов компонентов. Значит там должны присутствовать детали отечественного производства: в 2020 году локализация Hyundai Solaris оценивалась в 1500 баллов. В нынешних условиях это лучший результат после «АвтоВАЗа», УАЗа и Haval. Другое дело, что складские запасы не помогают загрузить производство смежников и создавать новые рабочие места.

В Калуге на заводе «ПСМА Рус» ещё в марте было налажена сборка французских кроссоверов Citroen C5 Aircross. Ну почти французских — в Россию поступают детали машин в китайской спецификации. Удивительно, но на заводе сразу стартовала мелкоузловая сборка. Своего производства компонентов, конечно нет, но в Калугу приходят не почти полностью готовые машины, а просто набор деталей, включая окрашенный кузов без стёкол. Рыночные перспективы европейского бренда омрачаются высокой ценной: за переднеприводную машину просят 4,299 млн рублей. Китайские аналоги дешевле.

В скором времени должно появится ещё больше отечественных машин: в Нижнем Новгороде начнут собирать 3 модели под брендом Volga, а на бывшем заводе Mercedes под Химками уже собрали партию кроссоверов Exeed VX и TXL. Но пока всё ограничилось пробной партией — российская сборка оказалась слишком дорогой.

Отечественных машин становится всё больше, но более российскими они от этого не становятся. Хорошо, что сборочные предприятия загружены хотя бы крупноузловой сборкой — это позволяет сохранять рабочие места. Но глобально отечественная промышленность от этого не меняется. Российская прописка множества китайских брендов не приводит к переносу технологий и полноценному производству компонентов.