Posted 6 марта, 11:45
Published 6 марта, 11:45
Modified 7 марта, 20:54
Updated 7 марта, 20:54
Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Энергетическая война в Европе продолжается. Европейская комиссия объявила о том, что она не оставила своих планов по сокращению поставок углеводородов в Европу. Единственный товар, которому удалось избежать санкций, остается до сих пор российский сжиженный газ. 90% СПГ на континент поставляет российская частная компания Новатэк. После введения прямых американских санкций против нового проекта «Арктик СПГ-2» и вторичных — против газовозов — тучи нависли и над главным рынком сбыта Новатека.
В 2023 году российские поставки СПГ в Европу составили около 13%. Распределение мест в топе поставщиков — на первом месте США, на втором Катар — говорит о том, в чьих интересах лоббируется запрет. В первую очередь, американские компании вытесняют российский сжиженный газ. Но ситуация неоднозначная.
Особую позицию по российскому СПГ занимает Франция. Французская «Тоталь Энерджи» участвует в обоих проектах Новатека как на Ямале, так и в Арктике. В случае запрета компании придется списывать многомиллионные убытки, говорит директор Института энергетики и финансов Алексей Громов:
— Французы хорошо зарабатывают на проекте «Ямал СПГ». Там действуют долгосрочные контракты. Все рестрикции, если они будут скопом объявлены на весь российский СПГ, обернутся прямыми убытками, в первую очередь, для французской компании, которая находится и в структуре акционеров проекта, и является одним из основных потребителей его продукции.
4 страны Евросоюза — Испания, Франция, Бельгия и Нидерланды — не готовы отказаться от новатековского СПГ по единому графику — слишком велика его доля в газовом балансе. 2 страны — Греция и Финляндия — также зависят от поставок, но некритично. Директор по исследованиям и развитию ИЭФ Алексей Белогорьев так описывает расклад:
— Для «Ямал СПГ», если мы говорим про НОВАТЭК, ключевую роль играют четыре крупных импортёра — Нидерланды, Бельгия, Франция и Испания. В прошлом году эти страны согласовали решение, что никакой общей позиции у ЕС не будет, никакого общего эмбарго не будет, а каждая страна будет решать самостоятельно, когда ей отказываться от российского газа. Единственное, был предложен механизм, который согласовали в декабре, путём введения ограничения на допуск к инфраструктурным объектам. В данном случае — терминалы. Суда с российским газом не смогут заходить на эти терминалы и разгружаться в портах данной страны. Это косвенный запрет на импорт.
Данное решение сильно напоминает отрубание хвоста собаке по кусочкам, как говорит английская пословица.
Самой неопределенной ситуация остается с заводом «Арктик СПГ-2». Контракты по отгрузке продукции и поставке танкеров не исполняются, но и не отменяются. Компания объявляла, что первые отгрузки начнутся в феврале. Зима прошла, а Новатэк хранит молчание, время от времени появляются сообщения, которые мало проясняют положение, говорит Алексей Громов:
— Мы знаем о том, что проект запущен, производственные мощности готовы, тестовое производство и первые партии СПГ были произведены на этом проекте. А вот есть ли оттуда коммерческие поставки, мне неизвестно. Честно говоря, НОВАТЭК бы об этом сообщил. Таких сообщений пока нет. Мне кажется, что проект, с коммерческой точки зрения, пока ещё не запущен. Исходя из этого косвенно можно предположить, что проблемы, о которых мы сейчас рассуждаем и рассуждали ранее, пока ещё не решены.
Более всего участников консорциума — японские компании — беспокоят вторичные санкции, под которые они могут попасть, если поставят «Арктик СПГ-2» ледовые газовозы. И решают эту проблему не в Токио, а в Вашингтоне.
— Контракты не расторгнуты, но их юридический статус не вполне ясен, тем более, что ряд японских компаний вроде бы подавали в администрацию США заявки на исключение из-под действия санкций, но какое там бюрократическое продвижение — непонятно, — подтверждает пат Алексей Белогорьев.
Новые добровольные санкции европейских стран понимания ситуации не добавляют. Зачем Еврокомиссия вводит «как бы санкции»? Есть версия, что таким образом европейские энергетические гиганты получат возможность объявить о форс-мажоре и для всего российского сжиженного газа, говорят эксперты. Тогда и платить не надо, и убытки будут ограниченными. Такое развитие событий возможно уже в 2025 году, а пока, как говорят на войне, идет «артподготовка».
В прошлом году Новатэк уже тестировал поставки СПГ Китаю, но до регулярных рейсов далеко. И не факт, что его ждут в Поднебесной, скорее, можно говорить о Юго-Восточной Азии, указывают эксперты. Продавать продукцию можно, но растут издержки. Во-первых, азиатские покупатели потребуют — и получат — дисконт. Во-вторых, доставка увеличится в три раза.
«В стоимости мы будем проигрывать. Это первое. А второе — вся та же проблема с газовозами лишь обострится, потому что из Обской Губы, от Ямала до Европы — 10 суток плыть, а до Индии или Китая — 30 суток. Один и тот же груз, одно судно будет доставлять в три раза дольше. То есть, нужно больше судов, а их не хватает даже для поставок в Европу. Логистически наши заводы построены под Европу, туда самый короткое транспортное плечо, и в условиях дефицита газовозов это основной рынок. Я не могу сказать, что наши заводы готовы к эмбарго стран ЕС. Все понимают, что этот риск очень высок, как-то готовятся. Но это очень тяжело», — не скрывает скепсиса Алексей Белогорьев.
«НИ» подробно описывали ситуацию с танкерами Новатэка и даже обратились с запросом в компанию, но не получили никакого ответа. Между тем, танкеров не видно ни в перспективе одного года, ни тем более в будущем. Совкомфлот попал под блокирующие санкции. На верфях этого предприятия строились исключительно суда для Новатэка для ледовых условий. Теперь они никому не нужны. Верфть «Звезда» столкнулась с технологическими санкциями. На этот год были запланированы 5-6 газовозов, теперь там сомневаются, сойдут ли со стапелей один или два.
Однако большой запрет на российский СПГ эксперты ожидают в 2025 году. В этом году провала не ожидается, может быть, легкое падение потребления в Европе, но подготовка к запрету идет, уверен Алексей Белогорьев:
— В 2024 году никто вводить ограничений не будет. Но, начиная с 1 квартала 2025 года, ожидается массовый ввод новых мощностей, прежде всего, в США. Ситуация на рынке к лету 2025 года существенно изменится, и зависимость от российского СПГ заметно снизится. А в 2026 году ситуация изменится ещё более коренным образом. С точки зрения баланса, российский СПГ будет особо не нужен, без него можно будет обойтись. Дальше вопрос цены и конкуренции.
Похоже, что для российских экспортеров СПГ воспользоваться годом без американцев будет трудно. Но сейчас в России предпочитают жить настоящим — этот год пройдем, а там видно будет.