Иван Зубов
В среду, 5 июня, в Госдуму снова внесут законопроект «О честной цене» на товары. Его суть состоит в том, что торговые организации будут обязаны на упаковках товаров указывать цена за 1 кг или 1 литр, сообщают РИА Новости.
Это, по мнению депутатов, позволит эффективно бороться с производителями, которые, по сути, занимаются мошенничеством, едва заметно уменьшая размеры упаковки товара, но при этом сохраняя прежнюю цену на него. Это явление даже получило научный термин — шринкфляция.
Потому, к примеру, на молочных пакетах за последние несколько лет привычная дозировка в 1 литр сменилась на «хитроумную» в 950 или 920 миллилитров, а на пачках с гречкой вместо 1 килограмма значатся и 900, и 800 граммов за всю ту же цену. По новому закону, если он будет принят, продавцам предписывается указывать на ценниках в качестве дополнительной информации «цену товара за целую общепринятую единицу измерения (за 1 килограмм — при цене за единицу веса, и 1 литр — при цене за единицу объема)».
Сообщается также, что не будет указываться цена за единицу измерения, если масса или объем товаров не превышает 50 граммов или 50 миллилитров. Кроме того, при продаже товара в рассрочку, в законопроекте предложено указывать на ценнике не только полную сумму, которую должен выплатить покупатель, но и график ее погашения. Новые нормы будут распространяться на перечень, который утвердит кабинет министров РФ.
Инициатором законопроекта стал вице-спикер Госдумы Борис Чернышов, который накануне во вторник, 4 июня, обратил внимание на рост в московских магазинах проявлений шринкфляции.
Так, в 2023 году, по его данным, 87% ассортимента молочной продукции в супермаркетах было представлено в упаковках объемом 925-950 миллилитров, причем визуально от «честного литра» эти упаковки отличить было невозможно. Популярные же крупы были в 97% случаев расфасованы не в привычные пачки по 500 и 1000 граммов, а — по 450 и 900 граммов.
Напомним, что намерение добиваться принятия закона «О честных ценах» еще в конце февраля 2024 года высказал лидер ЛДПР Леонид Слуцкий.
Он отметил, что потребителю именно в момент выбора товара в магазине должна быть понятна достоверная информация о нем — его цена и количество: «Хватит уже обманывать людей красивыми обертками. Для многих граждан важен каждый рубль».
Тогда же законопроект был направлен в Госдуму, причем уже во второй раз, поскольку в ноябре 2023 года он был отклонен большинством голосов. Аргументы и отклонивших его депутатов, и правительства сводились к тому, что новый закон лишь увеличит стоимость процесса подготовки ценников и выкладки товара, в связи с чем повысится и его конечная цена.
А Минпромторг добавил при этом, что новая обязанность потребует от предпринимателей изменения бизнес-процессов, а стало быть, затраты и тут будут перекладываться на потребителей, что приведет к росту цен. Тем не менее Слуцкий пообещал, что будет добиваться его принятия.
Непонятно, примут ли, наконец, этот многострадальный запрет? Что же касается аргументации, которая выдвигается против него, то она по меньшей мере удивительна: норма, которая принята во многих цивилизованных странах мира, в России отклоняется в пользу прямого и неприкрытого обмана. И при этом делается вид, что бизнесмены якобы не посмеют повысить цены, когда им этого захочется.
Эксперты канала «Продукт Медиа», комментируя новую попытку, справедливо отмечают:
«Мы уже сбились со счёта, в какой раз. Все предыдущие аналогичные инициативы благополучно отклонялись и сейчас лишь некоторые сети добровольно указывают на ценниках эту информацию.
Но большинство ритейлеров противится такому решению, объясняя это порой крайне странно. Мол, покупатели будут перегружены лишней информацией. Видимо, когда разного рода многоуровневые акции, вкладки и стикеры рядом с ценами — это не перегруженность информацией, а как дополнительные данные о цене — сразу перегруженность».
Аналитик канала «Время госзакупок» предупреждает о возможной неразберихе, если этот закон будет принят: «Как бы эта инициатива не вызвала определенную путаницу среди потребителей. Уже сейчас люди путаются, когда магазины устанавливают двойные цены — в зависимости от наличия карт лояльности».
Добавим от себя, что никакой неразберихи тут быть не может: акция — это акция, и к будничным ценам она отношения не имеет. В супермаркетах многих стран мира проводится множество кампаний во время которых привычные товары продаются со скидкой, условия которых подробно разъяснены на специальных афишах, и никакой путаницы в головах покупателя не возникает.
Экономист же Дмитрий Прокофьев видит в такой настойчивости депутатов нехороший признак: «Открою страшную тайну — чем больше люди зарабатывают в единицу своего времени, тем спокойнее они относятся к ценникам на повседневные продукты. Но вообще шум про „честную и нечестную цену“ — это маркер того, что в стране проблемы не с ценами, а с деньгами и заработками.»
Сами же читатели по-разному комментируют инициативу. Многие называют ее хорошей новостью, но немало и тех, что ратует за возвращение государственного контроля за ценами:
— Нет чтобы просто контролировать цены, как в СССР, опять велосипед изобретают. Был же тогда Госкомитет по ценообразованию и неплохо справлялся даже при отсутствии цифровой системы учёта.
К счастью, не все так думают:
— При СССР цены на продукты дотировали. И предприятия пищевой промышленности были государственными. Несравнимые ситуации.