Posted 27 мая, 08:42

Published 27 мая, 08:42

Modified 27 мая, 08:44

Updated 27 мая, 08:44

Суммы штрафов с дорожных камер исчисляются миллиардами рублей.

«Автоинспекторам-частникам» хотят запретить штрафовать водителей «за скорость»

27 мая 2024, 08:42
Фото: 1MI
Суммы штрафов с дорожных камер исчисляются миллиардами рублей.
В Госдуму поступил законопроект, авторы которого предлагают запретить автоматически выносить штрафы автовладельцам по данным передвижных и мобильных комплексов фотовидеофиксации нарушений.
Сюжет
Деньги

Анна Скудаева

Как сообщается на портале обеспечения законодательной деятельности Госдумы, изменения хотят внести в статью 1.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Автором законопроекта выступили восемь депутатов Госдумы, а также сенатор Елена Афанасьева.

Инициаторы законопроекта пояснили, что передвижные комплексы (в народе их называют «микроволновками») существуют для выявления нарушений скоростного режима. И установкой их занимаются в основном частные структуры. Они же рассылают автовладельцам «письма счастья» с автоматическими постановлениями о дорожных штрафах.

«При этом специальные комплексы фиксации устанавливаются, как правило, не на участках с высокой аварийностью, а в местах, где собственники транспортных средств часто допускают незначительное нарушение скоростного режима», — говорится в пояснительной записке к документу.

Автор указывает, что ради увеличения количества выявленных административных правонарушений «недобросовестные владельцы специальных комплексов фиксации порой некорректно устанавливают камеры видеофиксации по отношению к дороге либо искусственно увеличивают показатель погрешности, чем существенно нарушают права собственников транспортных средств».

Как показывает практика, обжалование таких необоснованно вынесенных постановлений связано со значительными временными, физическими, моральными и материальными издержками.

Проблема заключается в том, что мобильные камеры — «микрволновки», спрятанные в багажниках припаркованных на обочинах дорог автомобилях, в отличие от стационарных комплексов, могут менять свое расположение практически ежедневно.

По мнению депутатов, ситуацию с массово рассылаемыми гражданам «письмами счастья» в нынешних «непростых экономических условиях» необходимо менять.

«Данные, полученные с передвижных и мобильных специальных комплексов фиксации, не должны быть основанием для автоматического привлечения собственников (владельцев) транспортных средств к административной ответственности. Такие данные могут являться лишь основанием для проведения ГИБДД проверки», — полагают парламентарии.

В связи с этим они хотят изменить текст примечания к статье 1.5 КоАП.

Депутаты убеждены, что презумпция невиновности на дорогах не должна распространяться только на те административные правонарушения в области дорожного движения, если их фиксация произведена работающими в автоматическом режиме стационарными комплексами с функциями фото- и видеозаписи.

«Принятие указанного законопроекта позволит защитить права владельцев транспортных средств от незаконного привлечения их к административной ответственности», — убеждены депутаты.

По данным МВД, в 2023 году автомобилисты в России получили более 181 млн штрафов за превышение скорости. Счет сумм по взысканным приставами штрафам идет на миллиарды рублей.

Поводом для назначения 95,4% штрафов стали нарушения зафиксированные дорожными камерами. Чаше всего водители превышали допустимую скорость на 20-40 км/час. За это нарушение по ч.2 ст. 12.9 КоАП полагается штраф в размере 500 рублей. Примечательно, что рост числа штрафов, назначенных водителям по показаниям камер, вырос за минувший год на рекордные 20,3%. Это самый высокий показатель роста за последние шесть лет.

Львиная доля штрафов с таких камер идет не в бюджет, а в карман коммерсантов, которые устанавливают на дорогах передвижные камеры для фиксации дорожных нарушений. В зависимости от условий заключенных с «частными автоинспекторами» договоров, в некоторых регионах в частные карманы уходит до 90% собранных с водителей средств. Доходы частных установщиков камер достигают 10-11 млн рублей в день. И лишь небольшая доля поступает в региональные дорожные фонды — на ремонт автотрасс.

Так, например, в Костромской области, где власти в 2014 годы заключили соглашение с частной фирмой «БДКО» на установку камер. За время действия соглашения водителей оштрафовали на 1,3 млрд руб., из этой суммы на счетах «БДКО» осели более миллиарда рублей. Журналисты подсчитали, что при назначении водителю штрафа в 500 рублей 415 рублей поступает в кассу коммерсантов, а бюджету перепадают лишь жалкие крохи.

Инициаторы законопроекта убеждены, что сложившаяся ситуация приводит к тому, что «под благим предлогом борьба за безопасность движения превратилась в типичный бизнес, когда обогащаются местные чиновники и аффилированные с ними фирмы».