Иван Зубов
Последний год в России ознаменовался беспрецедентным погромом так называемых инфоцыган, активно торговавших в Сети «информационными продуктами», измерить ценность которых невозможно.
Это были курсы, тренинги, вебинары и тому подобные виды обучения самым разным практикам, в которых инфоцыгане выдавали себя за успешных профессионалов, будь то в области психологии, финансов, семейных отношений, нутрициологии, фитнеса, изучения иностранных языков и тому подобного.
Они обещали (и по-прежнему обещают, хоть и не так громко) научить любого желающего тому, как преуспеть в бизнесе, в любовных отношениях, быстро похудеть, выучить английский за неделю, — то есть, буквально чему угодно за хорошую плату.
Секрет успеха инфоцыган прост — они щедро используют несложные психологические приемы, заставляющие наивного зрителя или читателя им верить, не брезгуя при этом и нарочито загадочными эзотерическими практиками.
Как правило, они берутся решить любую проблему. Одна из самых знаменитых отечественных инфоцыганок, например, обещала в одном сетевом курсе за несколько сеансов помочь парам, которые не могут зачать ребенка, а в другом курсе — помочь излечиться от рака… И ее клиенты бежали учиться и тому, и другому, и третьему, тратя на эти курсы немалые деньги. Зато инфоцыгане становились миллиардерами (рублевыми, впрочем).
Российское государство поначалу довольно вяло реагировало на этот вид бизнеса, хотя лицензий на тот или иной вид деятельности у инфоцыган, как правило, не было. Однако после начала СВО их популярность резко пошла вверх, и тогда правоохранители заинтересовались ими вплотную.
За один только 2023 год уголовные дела были возбуждены против таких знаменитых «сетевых гуру», как Валерия (Лерчек) и Артём Чекалины, Александра Митрошина, Елена Блиновская и так далее… Поводом во всех случаях послужили неуплаченные ими налоги — миллионы и даже миллиарды рублей.
Вряд ли найдется в России профессиональный и работающий по профессии врач, психолог или преподаватель английского языка, которые бы заработали такие деньги за всю свою карьеру.
Каковы заработки — таковы и убытки: выясняется, что российские инфобизнесмены только за 2023 год потеряли 3,5 млрд рублей, а их доходы сократились на 78%.
Больше других пострадали Валерия Чекалина, обедневшая на 1 млрд рублей, Александра Митрошина — на 650 млн рублей, и Гоар Аветисян — на 500 млн рублей. По всей видимости, этот вид бизнеса, если и не исчезнет совсем, то по крайне мере, будет уже не столь прибыльным.
Но свято место, как известно, пусто не бывает. На смену ему непременно придет нечто подобное. И придет скоро, поскольку запрос на чудо, в чем бы оно ни выражалось, в российском обществе никуда не делся.
Об этом пишет в своем канале сетевой аналитик Анатолий Несмиян: «Проблема-то ведь на самом деле не в „коучах“, а в том, что есть аудитория, которая в них нуждается. Фактически мы сегодня оказались в той же ситуации, что и в конце восьмидесятых-начале девяностых, когда был культ Кашпировского-Чумака, была Дэви Мария Христос, потом появились МММ и Хопёр-Инвесты…
Инфантильное сознание человека рождает спрос на чудо, а уж кто именно предложит ему это чудо — вопрос глубоко второстепенный. Будет ли это новая религия, новый чудотворец, новый великий Лидер, Отец и Учитель или новый метод за неделю решить все проблемы — да какая, собственно, разница?
Массовый спрос на чудо свидетельствует о тяжелейшем психологическом состоянии в обществе, его неустроенности, дезадаптации и утрате ориентиров. А пророки, «спасители» и прочие дарители чуда лишь маркируют это состояние и не более того».
Несмиян недаром вспомнил знаменитых «целителей народной души», появившихся в изобилии в смутные времена рубежа 1980-90 годов, когда у советского общества буквально выбили идеологическую опору из-под ног, не дав ничего взамен.
Люди старшего поколения отлично помнят невероятную популярность советского психотерапевта (вообще-то это словосочетание — оксюморон, поскольку в СССР ни о какой легальной психотерапии речи быть не могло, а учение Фрейда находилось под запретом) Анатолия Кашпировского.
Он собирал полные залы в советских городах и миллионную аудиторию телезрителей, когда «лечил» своих пациентов удаленно от всех болезней.
Справедливости ради, следует отметить, что уроженец Хмельницкой области Украины Кашпировский получил высшее медицинское образование и четверть века проработал в психиатрической лечебнице, а психотерапии выучился уже самостоятельно.
«Лечил» же он одним только голосом: детей от энуреза, взрослых от рака, и даже проводил дистанционную анестезию!
Как бы то ни было, своими телесеансами он добился такой дикой популярности, что без труда был избран в 1993 году депутатом Госдумы. Правда, тогда же его слава пошла на спад — людям стало не до энуреза.
Однако свою целебную деятельность Кашпировский не оставил: еще не так давно, гастролируя по России, он утверждал, что сможет поменять своим пациентам даже цвет глаз. А в 2020 году он и вовсе превратился из теле- в инфоцыгана, проводя «оздоровительные сеансы» в Сети.
Если Кашпировский «исцелял» словом, то покойный Аллан Чумак вообще ничего не произносил, а лишь делал на экранах всё тех же советских телевизоров всё в те же смутные годы некие загадочные пассы руками, шевеля при этом губами. Тем самым он «заряжал» воду, стаканы с которой должны были предусмотрительно поставить рядом с телевизором его благодарные зрители. Этой водой можно было вылечить все!
Есть и еще одно, куда более значимое отличие Чумака от Кашпировского. Заряжатель воды не имел медицинского образования, а был по профессии журналистом, но именно журналистские расследования деятельности советских шарлатанов-целителей пробудили в нем интерес к этому бизнесу: если есть дар мимического убеждения, от чего же не попробовать такой легкий способ стать знаменитым?
Много позже Чумак объяснял, что его редкие экстрасенсорные способности проявились после того, как в голове зазвучали некие голоса. Они-то и решили обучить его новой профессии, объясняя подробно, как лечить людей, не принося им вреда. Он же лишь скрупулезно вел конспект их лекций, а потом ему следовал.
Опять же в отличие от психотерапевта Кашпировского, «медицинская» карьера Чумака продлилась недолго. Его деятельность была уже в начале 1990-х приостановлена решением Минздрава России, хотя на телеканале МТК он еще вплоть до 1995 года продолжал «заряжать воду».
По всей видимости, доверчивые россияне, хоть и надеялись на чудо, но уж слишком подозрительными были эти манипуляции с водой, руками и губами. Все-таки во всяком чуде должна быть тайна, и лучше, если она будет красиво оформлена. Потому и не получилось у Чумака стать депутатом Госдумы — на выборах 2000 года он набрал чуть больше 3% голосов избирателей в Самарской области.
Тем не менее, именно перу Аллана Чумака принадлежит книга, одно только название которой с лихвой объясняет феномен инфоцыганщины: «Тем, кто верит в чудо…»
В новое чудо активно и дружно и поверили граждане России в лихие 90-е, скупая акции самой знаменитой финансовой пирамиды в истории нашей страны — «МММ». В этом гениальном творении Сергея Мавроди все было прекрасно: и телереклама с Леней Голубковым, и мощнейший пиар, когда «МММ» спонсировало кинопроизводство, празднование Дня города в Москве, дни бесплатного проезда в метро… И, конечно же, проценты, которые «МММ» обещало и даже иногда выплачивало.
Вот именно тут-то и таилась надежда на чудо даже у тех, кто понимал, что это откровенное надувательство: а вдруг мне повезет, я получу свои дивиденды, а завтра все лопнет, и поделом!
Так и получилось. Правда агония была долгой, а сам Мавроди время, пока растерянные российские власти искали законный повод его обезвредить, успел попасть в список самых влиятельных бизнесменов страны, стать депутатом Госдумы, отсидеть в тюрьме, вернуться и начать все с нуля.
По разным оценкам, от «МММ» пострадали от 2 до 10 миллионов человек, а их ущерб составил от 70 до 110 млрд долларов.
Но верить в чудо россияне, разумеется, не перестали. Лишним доказательством этого служит тот факт, что в конце 2017 года неутомимый Сергей Мавроди запустил собственную криптовалюту — Mavro.
Просуществовала она недолго, поскольку уже весной 2018 ее создатель умер.
Все эти, и многие другие примеры говорят о том, что хотя размер мошенничества может быть грандиозным, его спектр все-таки не слишком широк: виды деятельности, на которых инофцыгане зарабатывали, зарабатывают и несомненно еще будут зарабатывать, ограничиваются, в основном, здоровьем, отношениями и финансами.
Только это и интересует большинство людей, которые становятся жертвами мошенников. От самих же обманщиков требуется только новая, привлекательная и прочная упаковка для своих «услуг». Такая, чтобы обнаружить под ней надувательство было бы предельно сложно.
Вполне вероятно, что теперь на смену инфоцыганам может прийти искусственный интеллект, с помощью которого новые инфогении станут дурить доверчивого потребителя. Трудно же придраться к тому, что тебе насоветует за деньги, взятая предприимчивым человеком в аренду бесстрастная нейросеть.